Обналичивание средств

После того, как власти, борясь с обналичиванием средств, ужесточили законодательство в сфере регулирования деятельности платежных терминалов, недобросовестные бизнесмены стали использовать в незаконных операциях банковские депозиты, открытые на физических лиц.
Цель превращения безналичных денег в наличные — вывод средств из оборота фирмы вообще или их перенос в теневую сферу действительности. «Схема «обналички», в которой используется банковский вклад, проста, — рассказывает финансовый консультант юридической компании «Налоговик» Ирина Сидорова, — разместить свободные финансы во вкладе (депозите) может как физическое, так и юридическое лицо. Причем как наличным, так и безналичным путем. Третьи лица также имеют право совершать перечисления на счет вкладчика. Выдача средств производится «живыми» деньгами по первому требованию клиента, если иное не предусмотрено договором с финансовой структурой. Все вышесказанное основано на нормах главы 44 ГК «Банковский вклад». Обналичивание происходит следующим образом: физическое лицо открывает депозит на длительный срок в кредитной организации и кладет на него незначительную сумму. «Фирма-однодневка» делает перевод клиенту банка безналичным путем, а после этого деньги снимаются и передаются представителям фиктивной фирмы. При этом банки не взимают комиссии за досрочное закрытие счета и расторжение контракта».
Доказать схему депозитной «обналички» практически невозможно, считает Ирина Сидорова, поскольку даже пойманный с чемоданом денег вкладчик сможет обосновать причину скоропалительного закрытия своего счета. Человек объяснит свои действия срочными платежами, долгами либо изменением финансовых условий. Впрочем, физлицо не обязано подтверждать необходимость снятия средств. И даже присутствие фиктивной организации в цепочке перевода денег не является основанием для обвинения клиента банка в незаконных операциях. Потому что, во-первых, российское законодательство вообще не содержит определения «фирма-однодневка». Во-вторых, тяжело доказать, что цель создания компании — преступная деятельность по «отмыванию» денег. И напоследок, понятие «обналички» не нашло места среди определений в законодательстве РФ, в том числе и уголовном. Подозреваемым обычно инкриминируется незаконная банковская деятельность по статье 172 УК.
При всех недоработках законодательства обнаружить преступную схему не составляет труда. Признаками незаконной «обналички» служат: досрочное (в течение нескольких дней) расторжение договора банковского вклада, открытого до востребования; перевод средств на счет безналичным платежом; крупная сумма выплаты.
По поводу введения банковских комиссий за снятие средств раньше положенного времени Ирина Сидорова говорит, что хотя после утверждения закона о деятельности платежных терминалов схема обналичивания денег через кредитные организации стала довольно популярной, это далеко не единственный способ, позволяющий обратить безналичные средства в наличные. Этим целям служит несколько десятков незаконных механизмов, среди которых сговор со страховщиками, получение кредита под залог депозита, почтовые переводы, фиктивные условия договоров поставок. Таким образом, придуманный банками способ вряд ли станет серьезной преградой преступникам: они просто найдут другие пути легализации средств. А вот для финансовых учреждений нововведение станет способом получить под прикрытием защиты от мошенников дополнительные средства. При этом пострадают все вкладчики, вне зависимости от их причастности к незаконным операциям.

Сами справимся
Насколько затратными для клиентов окажутся меры, которые введут кредитные организации? Так, в «Мастер-банке» при досрочном истребовании средств в первые 30 дней после открытия счета комиссия составит 0,5 процента от суммы вклада, в первые 10 дней — 2 процента. В «Банке Москвы» и «МДМ-банке» — от 1 до 10 процентов.
Впрочем, финансовые учреждения взимают дополнительные средства не во всех случаях, а лишь при досрочном расторжении тех депозитов, куда средства поступали безналичным путем, и если клиент закрыл счет в течение 10–30 дней после его открытия. То есть для начисления комиссии банкиры должны увидеть в операциях клиента подозрительные признаки, свидетельствующие об участии в «обналичке».
Надо добавить, что и сами финансовые учреждения оказываются в непростой ситуации, если через них ведутся незаконные операции. С одной стороны, они не могут отказать клиенту в возврате средств. С другой — если кредитную организацию уличат в участии в схемах, ей грозят серьезные неприятности. Поэтому банки напрямую заинтересованы в устранении нарушений (delovoymir.biz).