Как принять к вычету НДС по проблемному контрагенту?

Вопрос уплаты НДС у большинства представителей бизнеса, уплачивающих налоги на общих основаниях, ассоциируется с вопросом «жизни и смерти».

Поэтому руководители организаций, получая очередную бюджетную сводку за отчетный период, на заветной строчке «НДС» уходят в мрачную задумчивость. Поводов для такой задумчивости значительно прибавляет усиливающийся со стороны налоговых органов контроль за применением вычетов по НДС.

Так, с 2014г. всех налогоплательщиков обязали сдавать декларации по НДС только в электронном виде. С 2015г. уже реализуется план по включению в декларацию всех данных книг покупок и продаж и наладке системы автоматического анализа этих данных с помощью информационного комплекса АКС НДС-2

Уже только эти новации в сфере налогового администрирования должны значительно расширить предпроверочную базу налоговых органов. Если же говорить о выездных налоговых проверках (ВНП — еще три зловещие буквы, повергающих в трепет налогоплательщиков), то за 2014 год по отношению к предыдущему налоговые органы добились увеличения доначислений налогов по их результатам на 1,7 млрд. руб. И это при том, что общее количество проверок было снижено на 5,5 тыс. или 13%. Раскрыв содержание доначислений по ВНП, можно увидеть, что НДС в них составляет порядка 80%.

Мы уже неоднократно повторяли, и еще раз повторим, что вариантов законной (безопасной) оптимизации НДС нет… что 2015 год — это год системной работы над оптимизацией налогов с доходов и имущества, а также работы над имущественной безопасностью. Здесь риски (с учетом новых правил о банкротстве и новых полномочий налоговиков по взысканию) велики как никогда прежде.Но! Сегодня мы, немного отступив от наших правил, хотим дать вам инструмент, в разы повышающий ваши возможности в обосновании правомерности вычетов по НДС… каким бы «некрасивым» ваш контрагент не оказался.

Если вы возьмете в руки свежий акт или решение налогового органа по выездной проверке (напомним, более чем на 80% такие проверки направлены на выявление проблемных контрагентов), то обнаружите одно из самых распространенных нарушений по НДС: «Подписание счетов-фактур от имени контрагента неуполномоченными или неустановленными лицами».

Вы прекрасно знаете, что счет-фактура должен быть подписан руководителем и главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными соответствующим распорядительным документом по организации или доверенностью от имени организации (абз. 1, п. 6 ст. 169 НК РФ). В противном случае, налоговые органы рассматривают счет-фактуру как документ, содержащий недостоверные сведения.

Исходя из этого, проверяющие, установив, что контрагент вашей организации относится к категории «анонимных структур», приступают к изучению формальной стороны сделки с ним. А точнее, сличать подписи на договорах и счетах-фактурах, и обычно добиваются нужного им результата, например:

«… — руководитель организации-контрагента (тот что в ЕГРЮЛ) отказывается при допросе от подписания каких-либо документов и в целом руководства организацией (часто биография таких «руководителей» только подтверждает их показания — прим. автора);

— экспертиза не подтвердила оригинальность подписи представителя контрагента на договоре, счетах-фактурах (оригиналы подписей инспектора, как-правило, берут при допросе или запрашивают у банка, те что были оставлены при открытии расчетного счета);

— руководитель и ответственный менеджмент проверяемой организации не смогли пояснить, при каких обстоятельствах заключалась сделка, и кто со стороны контрагента подписывал договор, особенно, если подпись представителя контрагента даже при простом визуальном восприятии не проходит проверку на оригинальность (объяснение, что «документы получали по почте», по сути равнозначно предыдущему, и принципиально не улучшает положение налогоплательщика — прим. автора).

— подпись представителя контрагента даже при простом визуальном восприятии не проходит проверку на оригинальность…».

Набора из приведенных обстоятельств уже достаточно для того, чтобы налоговый орган в рамках проверки признал счета-фактуры, полученные от контрагента, фиктивными и не принял их в качестве основания для налоговых вычетов по НДС.

Стандартные рекомендации, на которые вы можете рассчитывать от своих консультантов и аудиторов в таких случаях, — это осуществление проверки полномочий представителя контрагента путем элементарного запроса у него учредительных документов, актуальной выписки из ЕГРЮЛ (или хотя бы с сайта www.nalog.ru — там выписка сейчас полная, только печати нет), доверенности (при необходимости), копии паспорта. Но такие меры почти никогда не срабатывают — в большинстве случаев суду таких доказательств «проявления должной осмотрительности при выборе контрагента» недостаточно.

Кроме того, не всегда есть возможность проводить такую работу в отношении каждого контрагента из-за их большого количества. А порой возникают ситуации, когда нет возможности заключения сделки при личном присутствии уполномоченного лица контрагента из-за его территориальной удаленности. Например, это характерно для грузоперевозок, когда перевозчика выгоднее выбрать по месту нахождения товара (в таких условиях документы передает водитель или они пересылаются по почте со всеми вытекающими из этого рисками, ведь перевозки — это, во многом, «серый» бизнес).

Собственно, как же найти золотой ключик?

Счет-фактура, составленный в электронной форме, может быть подписан усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя организации либо иных уполномоченных лиц (по внутреннему распорядительному документу, доверенности) (абз. 2, п. 6 ст. 169 НК РФ).

Да, да. Электронно-цифровая подпись электронных же счетов-фактур.

Наличие электронного документооборота между вами и контрагентом (какого бы качества контрагент не был) исключит саму возможность при выездной проверке доказывать подписание счетов-фактур неуполномоченным лицом (экспертизы налоговому органу тут уже не помогут, показания «отказника» доминирующее значение тоже потеряют). Документ подписывается только ЭЦП руководителя. Необходимость в отдельной подписи главного бухгалтера также отпадает (чему, думаем, главные бухгалтеры будут крайне рады).

Для того, чтобы реализовать электронный оборот счетов-фактур, необходимо:

— достигнуть взаимного согласия с контрагентом о проведении сделок в электронном виде (внести соответствующее положение в договор);

— иметь совместимые технические средства и возможности для приема и обработки электронных документов по сделкам, на которых будет ставится ЭЦП;

— оформить сертификаты ключей подписи, подать оператору заявление, получить идентификатор, реквизиты доступа и другие необходимые данные;

— передача документов долна производиться через операторов электронного документооборота.

На первый взгляд кажется сложно, но:

— во-первых, нет необходимости переводить всех поставщиков и подрядчиков, достаточно охватить только высокорисковых, а также менее рисковых, но самых крупных (по принципу шахматной доски);

— а во-вторых, не забываем, что с 2014 г. плательщиков НДС законодательно обязали перейти на электронную сдачу деклараций, а следовательно всем им это так или иначе пришлось пройти, а кому-то может еще и предстоит. Так почему же не расширить через оператора функционал цифровой подписи для подписания счетов-фактур, да и других документов?

На электронную основу можно перевести и заключение договора, включив в его текст соответствующее положение (п. 2 ст. 160 ГК РФ), и тогда вы оставите еще меньше возможностей для доказательств того, что вы не проявили «должной осмотрительности». Если, конечно, на момент заключения сделки на сайте ФНС не было явных признаков «недобросовестности» контрагента («Проверьте, не рискует ли ваш бизнес?»).

Мир изменился. А вместе с ним и тенденции налогового контроля. Не забывайте о нашем принципе управления налоговыми рисками — «принципе убегающей и догоняющей толпы», который в интерпретации известного анекдота можно сформулировать так: вам не надо стремглав убегать от тигра, нужно лишь на шаг обогнать других убегающих…

http://www.audit-it.ru/