Запрет на вывоз валюты: мнения

Эксперты и финансисты комментируют перспективу жесткого контроля над «путешествиями» капиталов

Рубль ставит новые антирекорды. 2 октября официальный курс доллара вырос на 28 копеек до 39,66 рублей. Евро тоже укрепился и остановился на отметке в 49,98 рублей. Однако в ходе торгов рубль падал гораздо ниже — за доллар требовали почти 40 рублей, а за евро — более 50 рублей. На волне ажиотажа рынок наводнили слухи, распространяемые

авторитетными западными информационными агентствами, что Банк России намерен ограничить все трансграничные валютные операции. Иными словами, мегарегулятор якобы хочет запретить бегство долларов из нашей страны. ЦБ это опровергает. Тем не менее, очевидно, жесткий контроль за вывозом капитала из России уже не за горами.

Агентство Bloomberg взбудоражило финансовой рынок новостью о том, что ЦБ изучает возможность введения временных валютных ограничений. Правда, эта мера якобы рассматривается как превентивная и использовалась бы только в случае резкого увеличения оттока капитала из России, который в первом полугодии достиг $74,6 млрд., а по итогам 2014 года, по разным оценкам, составит от $90 до $150 млрд.

Ситуацию подогрел советник президента России Сергей Глазьев заявивший, что в России необходимо ввести налог на вывоз капитала, а также прекратить сомнительные банковские операции, используемые для вывода денег за рубеж с целью ухода от уплаты налогов.

В самом мегарегуляторе перспективу каких-либо ограничений, а тем более запрет на трансграничные операции, опровергли. Глава ЦБ Эльвира Набиуллина заявила, что «введение контроля за движением капитала не имеет смысла», поскольку будет крайне негативно воспринято инвесторами, которые все равно попытаются вывести средства обходным путем.

Более того, даже если бы Набиуллина и захотела бы это сделать, то ей пришлось бы пробивать серьезное изменение целого ряда законов: прежде всего, закона о Центральном Банке (он должен еще получить право запрещать вывоз капитала), и, главное, закона «О валютном регулировании и валютном контроле». Заметим, что последний закон является одним из самых либеральных в мире.

По мнению руководителя аналитического департамента ФК Aforex Артема Деева, ограничение существующих законов, например, налога на вывод капитала, будет негативно воспринято инвесторами.

Как утверждает эксперт, возможно, источник Bloomberg заявил о позиции сторонников ужесточения валютного контроля (возвращении к любым запретам вывоза валюты из России). «Но в конечном итоге ЦБ принял другое решение. Хотя случаи незаконного бегства капитала, безусловно, должны расследоваться мегерегулятором и жестоко пресекаться», — уверен Артем Деев.

Но не все так просто. Рубль продолжает пикирование, достигнув почти 40 рублей за доллар. Одним из основных факторов, влияющих на курсообразование, является падение цен на нефть. В сентябре средняя цена российской марки Urals упала до $95,84 с $101,09 за баррель. Не случайно ЦБ в рамках подготовки основных направлений денежно-кредитной политики на 2015-2017 годы разрабатывает стрессовый сценарий развития экономики, предусматривающий падение цен на нефть ниже $87 за баррель.

Однако Центробанк, следуя своему стратегическому курсу сдерживания инфляции, не проводит массированные интервенции на бирже и поддерживает рубль, продавая доллары коммерческим банкам. Только 30 сентября Банк России заключил подобных сделок на $581,4 млн. Таким образом, ЦБ «убивает двух зайцев», помогая, с одной стороны национальной валюте, а с другой — крупным банкам, которые до конца года должны выплатить по внешним долгам в общей сложности более $30 млрд.

Впрочем, судя по всему, по конца года доллар все-таки не удержится на уровне 40 рублей. По словам замминистра финансов Алексея Моисеева, «рубль достиг дна и дальше будет укрепляться». Вслед за Центробанком и Минфин выступает против любых ограничений вывоза капитала. Кстати, именно бывший руководитель Минфина Алексей Кудрин пробил окончательную либерализацию валютных операций.

И последнее: по словам большинства экспертов, населению не нужно впадать в панику вслед за Bloomberg: не стоит переводить рублевые вклады в валюту.

Константин Смирнов, Леонид Беррес «Московский комсомолец — экономика»