Законопроекты по борьбе с оффшорами

В Госдуме и Совете Федерации готовятся законопроекты, которые тут же вызовут шумные и скандальные обсуждения. Цель новаций — побудить бизнесменов держать активы и платить налоги в своей стране, а не в заморских офшорах. Те компании, которые находятся под чужеземной юрисдикцией, могут лишить права участвовать в конкурсах на госзакупки, получать госзаказы, кредиты и налоговые льготы.

Наши же олигархи куют свои капиталы в России, а держат их за границей и налогами кормят Кипр, Панаму, Коста-Рику, Сейшельские, Виргинские, другие далекие острова.

Идея раскрытия учредителей юридического лица и конечного бенефициара для компаний, работающих на российском рынке, но под офшорной юрисдикцией, обсуждается не впервые. Ее сторонниками, большей частью, являются юристы, представляющие интересы государства. Предлагается создать некий режим иностранного экономического агента по отношению к тем фирмам, которые используют иностранную юрисдикцию.

По мнению сторонников закона, государство с бизнесом должны выступать на равных. Бизнесу должны быть даны такие высокие государственные гарантии, которых еще может быть и в мире нет. На этом этапе нужно создать более привлекательный режим разрешения хозяйственных споров и конфликтов именно у нас, в России. Эффективным должно стать исполнительное производство. Только вдумайтесь: председатель Высшего Арбитражного суда Антон Иванов предлагает закрыть все суды, если уровень исполнения решений опустится еще ниже, чем сейчас  — 20 процентов.

Какие меры предлагаются.

Во-первых, компании должны показать всех своих бенефициаров и объяснить, почему зарегистрированы именно там. Во-вторых, понять, что если останутся под иностранной юрисдикцией, им будет затруднен доступ в любой форме к бюджетным деньгам. Они не смогут участвовать в конкурсах госзакупок, получать госзаказы, в том числе для нужд минобороны, МВД, других силовых ведомств. Окажутся под вопросом доступность российских кредитов, налоговые льготы как на федеральном уровне, так и в регионах. Это стандарт, не я это придумал. Во всех развитых экономиках мира есть набор специальных санкций и преференций, понуждающих компании регистрироваться именно у себя. И если мы присоединились к международным конвенциям, в том числе по экономическому сотрудничеству и развитию в Европе, вошли в ВТО, — то мы должны и защищать свой отечественный бизнес, свою экономику.

Досье

За пять лет в офшорные зоны из России поступило более 135 миллиардов долларов прямых инвестиций. Причем последние три года эти потоки идут по нарастающей, говорится в совместном исследовании компании «Ernst&Young», Российского фонда прямых инвестиций и Центра национального интеллектуального резерва МГУ.

Аналитики посчитали, что в 2009 году в офшоры ушло 24,4 миллиарда долларов, в 2010 году — уже 29,6 миллиарда, а в 2011-м — 38,2 миллиарда.

Правда, в среднесрочной перспективе, утверждают эксперты, средства, выводимые в форме прямых инвестиций подобным путем, возвращаются обратно в Россию. Например, за те же пять лет из офшорных зон в Россию пришло 133 миллиарда долларов, то есть «затерялись» лишь 2 миллиарда. Другое дело, что деньги хоть и вернулись, но работали все-таки не на российскую экономику.

К офшорным зонам относятся страны, законодательство которых предоставляет компаниям весьма облегченные правила открытия своего дела, льготное налогообложение.

Сейчас в мире несколько десятков таких офшорных зон. Одними из самых популярных в этом плане государств являются Кипр, Британские Виргинские острова, Сингапур, Сейшельские острова, Гонконг. Однако многие эксперты уверяют, что со временем «эти налоговые гавани» перестанут быть столь привлекательными для бизнеса, как сегодня. Правительства стран, чьи предприниматели предпочитают использовать офшоры, все более озабочены утечкой капиталов. Да и мировые организации, ведущие борьбу с угрозами вроде отмывания «грязных денег» и финансирования терроризма, держат подобные «укромные уголки» у себя на контроле (http://www.rg.ru).