ФАС России предлагает уточнить антимонопольное законодательство и ввести в закон понятия смягчающих и отягчающих факторов при расчете штрафов, сообщает пресс-служба ФАС России.
Поправки, подготовленные ФАС России в антимонопольное законодательство, будут состоять из трех частей: первая часть — технические поправки, направленные на улучшение действующих норм, вторая — замечания, которые высказали международные эксперты Организации экономического развития и сотрудничества, третья — разумная часть предложений РСПП, заявил руководитель ФАС России Игорь Артемьев, выступая на совместном заседании ФАС России и Некоммерческого партнерства «Содействие развития конкуренции».
Поправки в антимонопольное законодательство уточняют:
— понятие группы лиц;
— порядок установления Правил недискриминационного доступа на товарные рынки;
— понятие координации экономической деятельности;
— понятие соглашений и согласованных действий;
— особенности отбора финансовых организаций и др.
Кроме того, поправки изменяют меру ответственности за сговор на торгах. «Здесь не может быть „оборотных“ штрафов, скорее всего, нужно штраф рассчитывать от начальной цены контракта», — полагает Артемьев.
ФАС России предлагает ввести в закон понятия смягчающих и отягчающих факторов при расчете штрафов за нарушение антимонопольного законодательства. Например, обстоятельствами, уменьшающими размер штраф, могут признаваться обстоятельства, при которых правонарушитель:
— не инициировал ограничивающее конкуренцию соглашение или согласованные действия и (или) получил обязательство для исполнения указания участвовать в них;
— не приступил к исполнению заключенного им соглашения, ограничивающего конкуренцию;
— исполнил выданное ему антимонопольным органом предписание по делу о нарушении антимонопольного законодательства до окончания производства по делу;
— письменно признал, что нарушил запреты, установленные законодательством, прекратил правонарушение и оказал помощь антимонопольному органу в проведении расследования и др.
«Мы хотели бы ввести в законодательство инструменты предостережения, как это есть у правоохранительных органов. В тех случаях, когда признаки нарушения еще не установлены, когда еще дело ФАС не возбуждала, мы могли бы выносить предупреждения чиновникам о недопустимости действий, нарушающих антимонопольное законодательство, а не возбуждать дело и штрафовать их», — заявил Артемьев.
Поправки уточняют, что если злоупотребление доминирующим положением не повлекло ограничение конкуренции, а касалось ущемления прав конкретных контрагентов, в этом случае накладывается фиксированный, а не «оборотный» штраф в размере от 300 тысяч до одного миллиона рублей. «Это так называемые дела дачников, когда за неподключение 1-2 дачников к сетям на компанию может быть наложено несколько „оборотных штрафов“ — по каждому делу. Этого нужно избежать. У нас нет цели банкротить компании», — заявил глава ФАС России.
Также Артемьев высказался за внесение в закон поправок, в которых будут прописаны условия предоставления отсрочек/рассрочек оплаты штрафов при определенных условиях.
«Мы намерены модифицировать 108-й приказ ФАС России в части, касающейся проведения анализа рынков. Он значительно устарел. Мы полагаем, что нет необходимости проводить анализы рынков по дела в отношении органов власти, по нарушениям по статье 17.1 закона о защите конкуренции», — заявил Артемьев.
Руководитель ФАС России проинформировал членов некоммерческого партнерства о том, что попросил президента России Дмитрия Медведева дать поручение Главному правовому управлению Администрации Президента и ФАС России разработать поправки в Уголовный кодекс РФ, касающиеся автоматического освобождения от уголовной ответственности тем лицам, которые хотят воспользоваться программой смягчения за участие в картельном сговоре.
«Сейчас для лица, которое добровольно заявило в ФАС России об участии в картельном сговоре, предоставило доказательства такого сговора и отказалось от участия в нем, предусмотрено освобождение от административной ответственности — оплаты „оборотного“ штрафа. А вот автоматического освобождения от уголовной ответственности нет. Поэтому предприниматели боятся идти в ФАС и добровольно раскрывать информацию о картеле», — высказал озабоченность Артемьев.
www.pravo.ru