Возврат выведенных активов

Проблема возврата выведенных активов

Хотелось бы также коснуться проблемы возврата выведенных активов. С этой проблемой сталкиваются и владельцы бизнеса, пострадавшие от действий агрессоров, и кредиторы организации, менеджмент которых вывел активы в преддверии банкротства, и акционеры, пострадавшие от недобросовестных действий менеджеров компании.

Примером вывода активов уже при недружественном поглощении может служить следующая ситуация.
В прошлом году было осуществлено поглощение и вывод крупного недвижимого актива в центре Москвы. При этом схема, по которой действовали рейдеры, хоть и не отличалась изощренностью, принесла в итоге желаемый результат. Ключом к успеху стала прекрасная подготовка к проведению поглощения и вывода объекта, а также оперативность, с которой была проведена операция.
Обладающими всего одним процентом акций организации рейдерами был инициирован протокол общего собрания акционеров общества о назначении нового генерального директора. На основании данного протокола в ИМНС был зарегистрирован новый генеральный директор, которым была совершена сделка купли-продажи объекта сторонней организации. К тому времени, как об этом узнали «бывшие собственники», здание было еще раз перепродано, и даже получено решение суда, обязывающее старых собственников освободить помещение, которое было оперативно приведено в исполнение одним из частных охранных предприятий.
Несмотря на то что здание было выведено генеральным директором, назначенным на должность не совсем законными средствами, оспаривание многочисленных сделок по его продаже продолжается до сих пор, причем без особого успеха.

Основным способом возврата активов является предъявление исков о признании недействительными сделок, направленных на отчуждение имущества. Классические основания оспаривания — несоблюдение процедуры совершения крупных сделок и сделок с заинтересованностью, а также совершение сделки неуполномоченным лицом.
В случае признания сделки недействительной правовым последствием такого решения является двусторонняя реституция, т.е. возврат сторонами всего полученного по сделке. И вот в этот момент выясняется, что исполнить такое решение суда крайне проблематично по той причине, что имущество было многократно перепродано из первоначальной компании-приобретателя на другие юридические лица. В такой ситуации, в случае невозможности вернуть имущество в натуре, кредитор вправе получить стоимость отчужденного имущества, но и это достаточно затруднительно, так как компания-приобретатель создается именно для целей вывода и никаких иных активов не имеет.
В итоге бывший собственник имущества должен оспаривать всю цепочку сделок по выводу имущества и в конце концов предъявлять требования к последнему владельцу. Но в этом случае вступает в действие ст. 302 ГК РФ, в силу которой новой собственник защищен титулом добросовестного приобретателя, и имущество не может быть у него истребовано в порядке реституции.
Согласно Постановлению Конституционного суда РФ от 21 апреля 2003 года № б-П установлено, что права лица, считающего себя собственником имущества, не подлежат защите путем удовлетворения иска к добросовестному приобретателю с использованием правового механизма применения реституции. Такая защита возможна лишь путем удовлетворения виндикационного иска — то есть иска по истребованию имущества из чужого незаконного владения в том случае, если имущество утеряно собственником или выбыло из его владения помимо его воли.
Помимо оспаривания сделок, в арсенале средств возврата имущества есть такие инструменты, как предъявление к заинтересованным лицам исков о возмещение убытков, возбуждение уголовных дел и т.д., общей целью которых является привлечение к ответственности самих организаторов вывода активов.
В качестве заключения хотелось бы отметить, что развитие технологий по выводу активов и способов борьбы с ними ведется волнообразно — на каждое новое противоядие находятся новые, все более изощренные методики отчуждения имущества и проведения правовой «зачистки». В любом случае решающими факторами всегда являются три:

  1. определение нужного «времени и места» для вывода активов с учетом существующей конъюнктуры;
  2. прогнозирование и предупреждение блокирующих действий со стороны оппонентов;
  3. подготовка и качество работы юристов, сопровождающих процесс вывода имущества.