Уничтожение документов как схема ухода от налогов

Среди недобросовестных налогоплательщиков распространена схема: уничтожить налоговую отчетность, чтобы фискальные органы не смогли подтвердить правильность начисления налогов. Почва для таких злоупотреблений плодородна: 15—20 лет назад они происходили сплошь и рядом, но и сегодня проблема актуальна, подтверждает председатель «Деловой России» Борис Титов. «В 1990-е годы горели бухгалтерии больших компаний, не говоря уже о мелких, — вспоминает бизнесмен. — Одна крупнейшая нефтяная компания уничтожила тонны документов, которые пропали в реке. В нынешних условиях такими злоупотреблениями крупный бизнес вряд ли будет заниматься, а вот средний и малый бизнес может».

Вспоминая Булгакова, первичные документы горят в отличие от рукописей, добавляет старший партнер «Пепеляев Групп» Рустем Ахметшин. «А иногда, как назло, они горят прямо перед налоговой проверкой. Как еще в таких случаях можно проверить правильность уплаты налогов?» — иронизирует он.

По-видимому, такие прямолинейные схемы налоговой оптимизации вот-вот канут в Лету. Об этом свидетельствует письмо-инструкция ФНС, направленное инспекторам нижестоящих налоговых органов (имеется в распоряжении РБК daily). В нем сотрудникам службы рекомендуется провести ряд проверок в случае, если установление размера налога невозможно в силу отсутствия его документального подтверждения. В первую очередь проверяться будут обстоятельства утраты документов. Инспекторам рекомендуется удостовериться, виноват ли в потере документов менеджмент компании, восстанавливает ли сам налогоплательщик утраченную отчетность. Для подтверждения кражи налоговики будут обращаться в правоохранительные органы, в случае пожара — в МЧС, а в случае затопления — в коммунальные службы.

Если вины налогоплательщика в утрате бумаг нет, фискалы постараются уговорить его самому рассчитать свой налог. Если этого сделано не будет, то за дело возьмутся инспекторы — через подсчет единиц оборудования, примерного объема запасов сырья и готовой продукции, количества оборудованных рабочих мест, объема выручки, ассортимента товаров или услуг, а также через сведения об основных поставщиках, площади торговых площадей и доле компании на товарном рынке.

Г-ну Ахметшину понятно желание налоговиков разъяснить порядок применения так называемого расчетного метода исчисления налогов. «Право исчислить налоги расчетным путем (усредненным, основанным на аналогии. — РБК daily) закреплено в статье 31 Налогового кодекса, но на практике эта норма едва работала, поскольку эти несколько строчек кодекса вызывали больше вопросов и отбивали у инспекторов всякое желание ими пользоваться», — отмечает юрист.

Расчетный метод опасен тем, что доходы могут быть рассчитаны по банковским выпискам, а вычеты по налогам вроде НДС или акцизов не будут учитываться, опасается юрист юркомпании «Налоговик» Марина Емельянцева.

«Их обязаны заявлять сами налогоплательщики и предъявлять обоснования в виде документов. А в расчетном методе документы налогоплательщика не используются, вряд ли ФНС будет проявлять активность в поиске счетов-фактур у контрагентов, скорее просто откажется от этого — благо инструкция считает это правильным», — говорит она.

В последнее время налоговики налаживают работу в означенной сфере и закрывают поле для новых злоупотреблений, замечает г-н Титов: «И это правильно, ведь у ФНС есть право и обязанность бороться с теми, кто сознательно идет на подлог». Получить оперативный комментарий в ФНС не удалось.

РБКdaily 02.04.2012