Сколько может быть штраф по валютному регулированию?

Сколько может быть штраф по валютному регулированию?

Россиянину Николаю Кузнецову не удалось в суде добиться отмены штрафа в 31 млн рублей. Его наложили налоговые органы после того, как он после долгой борьбы смог вернуть в Россию 616 тысяч долларов, заблокированные за рубежом из-за санкций США

Измайловский суд столицы признал правомерным решение инспекции Федеральной налоговой службы № 19 по Москве, которая оштрафовала почти на 31 млн рублей жителя столицы Николая Кузнецова. В 2014 году он решил вернуть отцу 616 тысяч долларов США, но деньги из-за санкций США оказались заблокированы на счету в американском банке. Когда спустя три года мужчине удалось вернуть средства в Россию, налоговики сочли это «незаконной валютной операцией» и забрали 75% от суммы.

Тогда пострадавший от действий чиновников обратился в суд. Здесь Николай Кузнецов оспаривал постановление ФНС о привлечении его к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.25 КоАП. В соответствии с ним, 2 июня 2017 года налоговая инспекция № 19 и оштрафовала его на 30 млн 971 тысячу рублей — или на три четверти от суммы «незаконной» операции.

На заседание суда сам Николай Кузнецов не явился. Его интересы представляли два профессиональных адвоката и отец Вячеслав Кузнецов. Пожилой мужчина рассказал, что является генерал-лейтенантом в отставке, доктором юридических наук и президентом Московского городского клуба нотариусов. «Эти деньги — сбережения за всю мою жизнь, которые я накопил от юридической деятельности и отдал сыну для того, чтобы он приобрел в Москве квартиру», — поведал он Business FM. Квартиру Николай Кузнецов купить не успел, поскольку ему предложили работу в одном из банков в Лондоне (https://www.bfm.ru)

Заявитель фактически оказался жертвой санкций США в отношении российских банков, введенных из-за событий на Украине. Как следовало из материалов дела, в 2014 году Николай Кузнецов решил вернуть лежавшие у него на счете в Транскапиталбанке 616 тысяч долларов США отцу с помощью перевода на его счет в Мособлбанке. Истец указал, что деньги были «легально заработаны на территории России и с них были уплачены налоги».

Поскольку перевод был в долларах, то он осуществлялся через корреспондентский счет в американском подразделении транснационального банка Standard Chartered. Однако деньги получателю не дошли: американский банк заблокировал средства из-за того, что Мособлбанк находился под санкциями США как стопроцентная «дочка» СМП Банка братьев Ротенбергов. Деньги были заморожены в Standard Chartered в течение тех лет, и только после обращения в администрацию американского президента в июне 2017 года Николаю Кузнецову удалось вернуть их через британский банк Barclays в Россию, на счет в Сбербанке.

Но как только это произошло, налоговые органы России обвинили Николая Кузнецова в нарушении законодательства. По их мнению, нарушение со стороны Кузнецова выразилось в том, что он осуществил перевод на счет в банке Barclays, минуя уполномоченные российские банки, которые по лицензии ЦБ имеют право осуществлять операции с валютой. Они сочли, что истцу не следовало переводить их в Лондон.

На заседании суда представители истца утверждали, что в действиях Николая Кузнецова не было состава административного проступка — это был возврат собственных средств. К тому же его вообще нельзя было привлекать к ответственности, так как он является «валютным нерезидентом», с 2014 года постоянно проживая в Великобритании. «Николай Кузнецов не может быть привлечен к административной ответственности, которая может применяться только к валютным резидентам России», — подчеркнул его представитель Роман Баханец.

В свою очередь, Вячеслав Кузнецов отмечал, что деньги сына попали за границу «вопреки его воле» и его фактически наказали за просьбу вернуть собственные средства. Налоговики поступили «по понятиям», забрав 75% суммы, сказал он. По мнению отца, в этом случае действия инспекторов можно трактовать как «злоупотребление должностными полномочиями». «Прошу отменить абсурдное решение налоговиков и прекратить производство по делу», — обратился он к судье Антону Андрюхину.

Представители налоговой инспекции, в свою очередь, просили оставить решение в силе. Они были уверены в том, что поступили с гражданином даже гуманно. Они также отмечали, что штраф Кузнецову «назначили в минимальном размере», а вид на жительство в Великобритании еще не говорит о том, что он не является российским валютным резидентом. К тому же, по сведениям налоговиков, в 2015 году его отец как представитель платил за сына налоги в России. В ответ Вячеслав Кузнецов подтвердил, что действительно это делал, но сын работал в его юридическом бюро «дистанционно»

Представители истца указали, что Кузнецов не раз пытался вернуть деньги на родину напрямую через российские банки, однако его попытки не увенчались успехом. «Мы пытались зачислить их в обратно Транскапиталбанк, Мособлбанк и Сбербанк, но Standard Chartered просто их не переводил», — сообщил его отец. Он добавил, что к тому времени Standard Chartered отказался работать с российскими банками. Только после этого сын вынужден был попросить вернуть деньги хотя бы на его счет в лондонском банке.

Пробыв в совещательной комнате два часа, судья Антон Андрюхин встал на сторону налоговиков, признав их решение законным. Представители налоговой инспекции отказались давать комментарии.

Вячеслав Кузнецов был не в силах скрыть эмоции и мог задавать лишь риторические вопросы. «Это несправедливо! Деньги заработаны, налоги с них уплачены. Кто здесь пострадал? Кто-нибудь пострадал? Почему деньги на три четверти убывают ни с того ни с сего?!» — говорил он. Вячеслав Кузнецов обещал обжаловать принятое решение в Мосгорсуде.

Адвокат Роман Баханец из адвокатского бюро «Михайлов и партнеры», который также представлял интересы его сына в суде, назвал решение суда несправедливым. «Деньги были честно заработаны, и никаких нелегальных операций наш клиент не совершал», — подчеркнул он. Адвокат отметил, что в аналогичной ситуации может оказаться любой российский гражданин. «Любой человек может оказаться в такой ситуации, и получается, что по не зависящим от него обстоятельствам налоговая инспекция может забрать у человека три четверти его денег, а суд сочтет это законным», — сказал он (https://www.bfm.ru)