Программа по переработке старых машин забуксовала, едва начавшись

С момента запуска программы по утилизации старых автомобилей прошла неделя. Власти рапортуют: процесс идет успешно, хотя не обходится без проблем. Между тем, сдать государству отжившую свой век машину не так уж просто… и не то чтобы очень выгодно.

— Добрый день, чем могу помочь? — голос девушки-менеджера источает в телефонную трубку потоки приторного дружелюбия. Что неудивительно: в конце концов она продает иномарки, а не пирожки. Звоню я, как вы уже догадались, в один из столичных автосалонов, присоединившихся к госпрограмме утилизации. Напомню вкратце ее суть. Итак, вплоть до 1 ноября каждый владелец автомобиля, выпущенного до 2000 года, сможет отдать своего постаревшего четырехколесного товарища на переработку, получив за это сертификат на 50 тысяч рублей. Особенность бумаги состоит в том, что ее можно потратить только на приобретение автомобиля, собранного в России. Соответственно, сделать это можно только в автосалоне, торгующем продукцией отечественного автопрома и «русскими иномарками». То место, куда обратился ваш покорный слуга, специализируется, в частности, на машинах марки «Ford», собранных на расположенных в России заводах. Будучи человеком «безлошадным», в качестве «товара» я предлагаю машину своего друга, который давно подумывал о подобной операции.

— Здравствуйте, я хотел бы сдать на утилизацию свою машину, — бодро рапортую я. — И купить что-нибудь новое взамен.

— Какая у вас машина? — откликается девушка после небольшой паузы. Судя по всему, мое заявление не вызвало у нее большого энтузиазма, скорее даже наоборот.

— «Вольво 760», 1985 года выпуска, — откликнулся я упавшим голосом, предчувствуя недоброе.

— Приезжайте, привозите свой автомобиль, заключим с вами договор, — говорит моя собеседница. — Когда мы его отправим на утилизацию, вы получите сертификат и сможете его использовать как скидку в нашем салоне. Только, к сожалению, вам придется некоторое время подождать.

— А это все долго, да? — я начинаю понимать, что к чему.

— Прежде чем отправить машину на завод, ее надо снять с учета в ГИБДД, — объясняет менеджер. — Это дело небыстрое, документы оформляются не один день.

— А ускорить этот процесс никак нельзя? — интересуюсь я. — Может быть, я могу все сделать сам, а вам принести сертификат?

— Да, пожалуйста, так можно сделать, — отвечает девушка. — Только я вас предупреждаю, что это гораздо сложнее будет, потому что вы будете действовать как частное лицо. К тому же вам придется общаться не только с милицией, но еще и с утилизаторами. И по времени вы ничего не выиграете — скорее наоборот, потеряете.

Интересная, однако, получается ситуация. За 50 тысяч рублей я сдаю в салон машину, которая много лет служила хозяину верой и правдой, и остаюсь вовсе без личного транспорта на неопределенный срок. Кроме того, я остаюсь без денег — ибо сертификат деньгами по сути не является, это скорее нечто вроде дисконтной карты или купона на скидку. Но даже и сертификат я не получаю, ибо его выдает завод-утилизатор, который должен для начала забрать мою машину — а она, в свою очередь, «зависает» на площадке автодилера в ожидании завершения бюрократических процедур. Но и это еще не все. Если я сдаю свое авто в тот же салон, где намерен приобрести новую машину, это не дает мне ровным счетом никаких преимуществ. Дело в том, что когда вы оформляете документы на покупку новой машины, вы должны внести определенный задаток. Так вот, даже если вы уже отдали дилеру свою машину, будущий сертификат не может являться таким задатком. И это несмотря на то, что принятый у вас автомобиль будет в любом случае утилизирован фирмой и сертификат вы точно от нее получите. Более того, отдавая машину на переработку, вы должны будете еще и приплатить дилеру до 3 тысяч рублей за заключенный договор об утилизации. То есть ваш фактический доход от сдачи авто на завод составит 47 тысяч рублей.

Стоит ли удивляться, что, несмотря на радужные прогнозы властей, на момент написания этой статьи по всей России на утилизацию ушли порядка пяти с половиной тысяч машин. Маловато для страны с населением в полтораста миллионов человек, не находите? Даже если учесть, что часть автомобилей до сих пор томится на площадках автодилеров в ожидании, пока ГИБДД завершит все формальности, реальные цифры вряд ли сильно отличаются от официальных. Что неудивительно, ведь есть и другие, более трудоемкие, но вместе с тем и более выгодные способы избавиться от старой машины.

Способ первый: продать перекупщикам, которые активно размещают свои объявления в интернете или используют для своих целей спамеров. К слову, сегодня они охотно пользуются госпрограммой утилизации в своих целях. Так, пару дней назад автору этих строк пришло сообщение по электронной почте: «Предлагаем утилизацию старых машин. Без документов, без дополнительных выплат, достойные цены». Позвонив по указанному телефону, я обнаружил на другом конце провода неких очень сомнительных товарищей, которые наотрез отказались обсуждать со мной конкретные условия «утилизации» машины.

— Привозите вашего «коня» к нам, будем смотреть, оценивать, — заявил мне с интонацией солнцевского братка мой собеседник, не пожелавший представляться. Тон, которым это было сказано, отбил у меня всякое желание общаться дальше — тем более ехать на сомнительную встречу. Ладно, если это действительно перекупщики, которые разбирают машины на запчасти или используют в каких-то других целях. А если меня просто-напросто ударят по голове, выкинут где-нибудь в лесу, а автомобиль заберут?

Способ второй: продать как обычную подержанную машину. Это задача более трудоемкая и долгая, ибо машины, проездившие десяток лет и больше, бешеным спросом не пользуются. Однако, как показало мини-исследование рынка, игра стоит свеч. Анализ спроса и предложения на рынке подержанных авто показал, что цена на машину, которую я предлагал дилерам, колеблется в диапазоне от 70 (продажа) до 60 (покупка) тысяч рублей. Налицо выигрыш в 10 — 20 тысяч рублей. А если бы она была выпущена всего на 5 лет позже, за нее можно было бы выручить и сотню тысяч. И не будем забывать, что эти деньги можно будет потратить на любую машину, а не только на продукцию АвтоВАЗа или иномарку отечественного производства (таких иномарок, кстати, не так уж и много разновидностей). Впрочем, специалисты-автомеханики оценили мой «товар» в тысячу долларов, сославшись на то, что цена зависит от количества подобных автомобилей на рынке, внешнего вида, состояния «начинки» и т. д. Правда, не секрет, что специалисты по автомобилям имеют профессиональную склонность к, скажем так, преувеличению недостатков автомобиля, ибо это их кусок хлеба.

…Наверное, по замыслу организаторов, программа утилизации должна была не только стимулировать отечественный автопром, но и ударить по рынку подержанных машин. Прежде всего за счет того, что отдать старый автомобиль на переработку должно было быть проще, быстрее и выгоднее. В конце концов, 50 тысяч — это в общем-то неплохая цена для 15-летнего автомобиля, особенно учитывая его состояние после езды по нашим дорогам под управлением нашего водителя. Тем более, что «Вольво», о которой шла речь в моем случае, — не самая дешевая машина на вторичном рынке, большинство автомобилей того же возраста оцениваются гораздо дешевле, чем 70 тысяч. Но огромное количество оговорок, условий и процедур, которыми обросла нехитрая в общем-то система утилизации, превратила ее в некий не очень нужный «бонус» от автодилера. То есть, если вам старый автомобиль не нужен, а новый покупать вы не торопитесь, можете отдать «дедушку» в салон и подождать. Может, скидку получите. По сравнению с совокупной стоимостью иномарки она, конечно, не так уж велика, но все равно: копейка рубль бережет. Во всех остальных случаях лучше даже не ввязывайтесь. Вместо этого займитесь распространением объявлений о продаже машины, лучше всего через интернет. И не отказывайте себе в удовольствии время от времени заглядывать на сайт Минпромторга и злорадствовать по поводу замершего счетчика утилизированных машин.

www.mospravda.ru