Новые способы проверки налогоплательщиков

ФНС продолжает придумывать новые способы проверки налогоплательщиков. В последнее время налоговики во время встречных проверок все чаще стали запрашивать информацию о компьютерном IP-адресе, а также сведения о провайдере, предоставляющем доступ в Интернет.
Это предусмотрено внутренним регламентом организации работы налоговых органов по истребованию документов, который был разослан в московские налоговые инспекции вышестоящим налоговым органом. Раньше проверкам IP-адресов занималась только полиция, но сегодня этот метод взяли на вооружение и налоговики.

Сотрудники ФНС аргументируют необходимость истребования IP-адреса тем, что так они выявляют схемы обналички и фиктивные сделки. «В Налоговом кодексе не установлен исчерпывающий перечень документов и информации, запрашиваемой у контрагентов налогоплательщиков, поэтому ФНС считает, что компании не вправе игнорировать запросы на предоставление IP-адреса», — говорит руководитель отдела бухгалтерского аутсорсинга и налогового консультирования компании «Приоритет» Евгения Яковлева. За отказ предоставить эту информацию компании грозит штраф в размере 5 тысяч рублей, а за повторное нарушение он увеличится уже до 20 тысяч рублей.

Компьютерный IP-адрес, а также сведения о провайдере, с которым заключен договор, налоговики вправе получить в банке, где обслуживается компания. При встречной проверке информация об IP-адресе запрашивается налоговиками не напрямую, а через налоговую инспекцию, в которой состоит на учете банк. «Когда налоговые органы запрашивают информацию об IP-адресах, с которых происходила работа в системе «Клиент-банк» с банковскими счетами контрагентов-однодневок проверяемого налогоплательщика, в первую очередь они рассчитывают выявить факты управления налогоплательщиком этими банковскими счетами. Если это доказано, то налоговики получают 100-процентную гарантию того, что в случае судебного разбирательства победа будет на стороне Федеральной налоговой службы», — сказала Евгения Яковлева.

Эту информацию подтверждают и другие эксперты. «Как правило, проверяющие запрашивают информацию об IP-адресах контрагентов налогоплательщика непосредственно у банков, в которых открыты счета соответствующих организаций.

В рамках одной из проводимых налоговых проверок соответствующая информация запрашивалась налоговиками через МИФНС N 50. Это специализированная инспекция, в которой на налоговом учете стоят банковские организации. Относительно этого вопроса имеется судебная практика, признающая неправомерным истребование налоговыми органами у банков информации об IP-адресах лиц, не являющихся проверяемыми. Однако большинство банков предоставляет такую информацию налоговым органам. Соответственно, при построении договорных связей налогоплательщики должны учитывать возможность проверки налоговыми органами соответствующей информации», — рассказал ведущий юрисконсульт аудиторской компании МКПЦН Алексей Смирнов.

Что еще нужно знать налогоплательщикам, если они столкнулись с подобными действиями налоговиков? Налоговый кодекс не содержит безусловного запрета для налоговиков по истребованию информации в отношении IP-адресов компании или ее контрагентов, но это возможно не всегда. В частности, при камеральной проверке истребование такой информации незаконно, поскольку объект такой проверки узок (документы по вычетам и льготам), а налоговики могут запрашивать только информацию в отношении предмета проверки.

«Также при проведении выездной проверки у налогоплательщика есть возможность отказаться предоставлять запрашиваемую информацию, поскольку статья 93 Налогового кодекса РФ предусматривает предоставление только документов, ничего не говоря об информации. Однако в том случае, если проверяют контрагента организации, у компании могут быть запрошены данные в отношении IP-адреса контр агента. Также налогоплательщик обязан предоставлять информацию в отношении конкретных сделок, однако в этом случае в требовании налоговиков четко должно быть сформулировано, что требуется предоставить информацию в отношении IP-адреса контрагента, который использовался при заключении или исполнении определенной сделки», — рассказал руководитель департамента налогов и права «Бейкер Тилли Русаудит» Эдуард Кучеров (http://www.rg.ru).