Льготная пенсия

Категории работников, которые в установленных законодательством случаях могут выйти на пенсию до наступления возраста 60 лет у мужчин и 55 лет у женщин:

1) работавшие на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах;

2) работавшие на работах с тяжелыми условиями труда;

3) женщины, проработавшие не менее 20 лет в текстильной промышленности и на работах с повышенной интенсивностью и тяжестью;

4) работавшие в экспедициях, партиях, отрядах, на участках, в бригадах непосредственно на полевых геологоразведочных, поисковых, топографо-геодезических, гидрологических, лесоустроительных, изыскательских работах;

5) работавшие в качестве рабочих, мастеров непосредственно на лесозаготовках, лесосплаве, включая работу по обслуживанию механизмов и оборудования;

6) работавшие в качестве механизаторов (докеров-механизаторов) комплексных бригад на погрузочно-разгрузочных работах в портах;

7) работавшие в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности, за исключением работавших на портовых судах, постоянно работавших в акватории порта, на служебно-вспомогательных и разъездных судах, судах пригородного и внутригородского сообщения;

8) работавшие в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев, на регулярных городских пассажирских маршрутах;

9) лица, в период трудовой деятельности непосредственно занятые полный рабочий день на подземных и открытых горных работах по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых, на строительстве шахт и рудников;

10) работавшие в летном составе гражданской авиации;

11) работавшие в профессиональных аварийно-спасательных службах и формированиях МЧС России;

12) не менее 25 лет осуществлявшие педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста

и другие.

Судебная практика в отношении права на льготную пенсию

  1. Предоставляя документы, подтверждающие право на льготную пенсию, следует учитывать, что данные документы должны соответствовать критериям достоверности.

Такой вывод сделан в Постановлении ФАС Дальневосточного округа от 13.10.2008 N Ф03-4310/2008 по делу N А73-315/2008-63.

Пенсионным фондом проведена проверка на предмет достоверности представленных Учреждением здравоохранения сведений и документов по факту назначения льготной пенсии указанному застрахованному лицу. По результатам этой проверки Пенсионный фонд РФ признал недостоверными сведения, содержащиеся в справке Учреждения здравоохранения. Исследовав основание иска, содержание акта проверки от 13.09.2006 N 14, достоверность сведений страхователя о трудовом стаже указанного пенсионера, арбитражный суд установил исполнение им обязанности медицинской сестры в Учреждении здравоохранения в спорном периоде в течение всего рабочего времени и недели, включая посещение психических больных на дому. Согласно пункту 5 указанных Разъяснений право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня. Арбитражные суды пришли к обоснованному выводу о том, что должность «участковая медицинская сестра» в структурном подразделении Учреждения здравоохранения, которую П. занимала с 05.07.1996 по день назначения пенсии (18.11.2005), соответствует условиям Списка N 2 и правомерно отказали в удовлетворении заявленного требования Пенсионного фонда, признав предоставленные сведения достоверными.

  1. Работник, претендующий на льготную пенсию, должен входить в список лиц, которым предоставляется право на льготное обеспечение.

На практике может возникнуть ситуация, при которой перечень профессий в конкретной организации не соответствует списку, установленному законодательно.

Подобные несоответствия были выявлены судом в Постановлении ФАС Поволжского округа от 13.10.2008 по делу N А12-17796/2006.

Управлением проведена проверка достоверности сведений о стаже, представленных Обществом в перечне рабочих мест, наименований профессий и должностей, работникам которых в соответствии со списками N 1 и N 2 установлено льготное пенсионное обеспечение.

Проверкой установлено частичное несоответствие перечня рабочих профессий и должностей работников Общества, имеющих право на льготное пенсионное обеспечение.

По результатам проверки был составлен акт от 12.05.2006, в котором отмечены указанные несоответствия и предложено заявителю представить новый Перечень в установленный срок, скорректировав индивидуальные сведения в части страхового стажа застрахованных лиц, не имеющих права на досрочное пенсионное обеспечение.

Не согласившись с содержанием акта проверки, Общество обратилось в арбитражный суд с вышеназванным заявлением.

Отказывая в удовлетворении требований Общества, суд первой инстанции сделал выводы о том, что оспариваемый акт носит рекомендательный характер, поскольку никаких санкций за его неисполнение не предусмотрено. Сославшись на положения Федеральных законов «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», суд также признал правомерными действия Управления по проверке документов и сведений, связанных с назначением и перерасчетом страхового обеспечения, а также с учетом застрахованных лиц.

Судебная практика в отношении назначения пенсии

  1. В пенсионный стаж включается время дополнительных отпусков.

Такой вывод, в частности, сделан в Определении Верховного Суда РФ от 19.08.2011 N 25-В11-2.

В соответствии с пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, кроме периодов работы включаются также периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

В силу статьи 173 Трудового кодекса Российской Федерации работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной форме обучения, успешно обучающимся в этих учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка.

Судом первой инстанции было установлено, что Гатауллина Т.В. в период работы в муниципальном образовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа N 2 г. Харабали» Астраханской области обучалась в имеющем государственную аккредитацию высшем учебном заведении. В спорные периоды истцу по месту работы предоставлялись дополнительные отпуска с сохранением средней заработной платы и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

2. Еще одним спорным вопросом является вопрос включения в пенсионный возраст срока лишения свободы.

В Определении Верховного Суда РФ от 26.11.2010 N 45-В10-21 суд указал, что на момент отбывания истцом наказания в соответствии с действующей ред. ч. 4 ст. 94 Исправительно-трудового кодекса РСФСР время отбывания исправительных работ без лишения свободы в общий и непрерывный трудовой стаж не засчитывалось независимо от того, уплачивались или нет за него взносы на государственное социальное страхование.

Согласно пункту 1 статьи 10 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 6 раздела II вышеуказанных Правил, который называется «Документы, подтверждающие периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, включаемые в страховой стаж», основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.

Наказание в виде исправительных работ до вступления в силу Уголовного кодекса Российской Федерации устанавливалось Уголовным кодексом РСФСР (статья 27) и отбывалось осужденными, как по месту работы, так и в местах, определяемых органами, ведавшими исполнением данного вида наказания, в порядке, определяемом Исправительно-трудовым кодексом РСФСР.

По общему правилу, которое устанавливалось статьей 94 Исправительно-трудового кодекса РСФСР, время отбывания исправительных работ без лишения свободы в общий трудовой стаж осужденного не засчитывалось, о чем делалась запись в его трудовой книжке.

3. Можно выделить особые случаи начисления пенсий. Например, пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу, находится вне правоотношений системы обязательного пенсионного страхования, в связи с чем на предпринимателя-пенсионера Министерства внутренних дел Российской Федерации не распространяется общий порядок уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленный ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». Такой вывод сделан в Постановлении ФАС Поволжского округа от 22.07.2010 по делу N А57-10790/2005. Суд руководствовался следующим. В соответствии со статьей 10 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» выплата пенсий лицам, на которых распространяется действие названного Закона, обеспечивается за счет средств федерального бюджета и финансирование расходов на выплату пенсий осуществляется в централизованном порядке. Таким образом, вывод суда апелляционной инстанции о том, что пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу, находится вне правоотношений системы обязательного пенсионного страхования, в связи с чем на предпринимателя-пенсионера Министерства внутренних дел Российской Федерации не распространяется общий порядок уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленный Законом N 167, является верным.

Предоставление сведений для назначения пенсии

1. Обязанность физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, представлять сведения о страховом номере индивидуального лицевого счета, фамилии, имени и отчестве, сумме уплаченных страховых взносов обязательного пенсионного страхования, и другую информацию, необходимую для правильного назначения трудовой пенсии, каким-либо сроком не обусловлена

Такой вывод сделан в Постановлении ФАС Уральского округа от 08.04.2010 N Ф09-2183/10-С2 по делу N А50-37233/2009. Суд указал, что предприниматель не относится к категории страхователей, в связи с чем не может быть привлечен к ответственности на основании указанной нормы Закона N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования». На основании закона, п. 5 ст. 11 Закона N 27-ФЗ, суд сделал вывод о том, что обязанность физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, представлять сведения о страховом номере индивидуального лицевого счета, фамилии, имени и отчестве, сумме уплаченных страховых взносов обязательного пенсионного страхования, и другую информацию, необходимую для правильного назначения трудовой пенсии, каким-либо сроком не обусловлена.