Компенсации обманутым дольщикам

Государство намерено спасти от сумы всех граждан, неудачно купивших или продавших квартиру.

Для людей, пострадавших от черных риелторов или продавцов-проходимцев, введут особые компенсации.

Если в результате сделки с прохиндеями человек лишился крыши над головой, казна выплатит ему ссуду. Денег должно хватить для того, чтобы не жить на улице. Затем государство попытается взыскать расходы с виновников безобразия, но это будет уже совсем другая история.

Именно такое предложение сейчас обсуждается в правительстве. Соответствующий законопроект опубликован на сайте Министерства финансов России — для общественной экспертизы.

Если идея пройдет, покупка квартир из рук в руки перестанет быть во многом игрой в русскую рулетку. Проблема в том, что до сих пор никто не гарантировал спокойный сон счастливому покупателю жилья на долгие годы. Всегда есть риск, что в деле откроются какие-то обстоятельства, из-за чего сделку отменят. Тогда к человеку придут за его квартирой.

Лишение прав может случиться в любой момент — хоть завтра, хоть через десять лет, у срока давности в этом случае хитрая шкала расчетов. Оспорить сделку могут, например, из-за того, что когда-то в этой квартире при приватизации были нарушены права несовершеннолетнего. Или кто-то из продавцов официально был признан недееспособным, а вскрылось это слишком поздно. Подать иск в таком случае можно в течение трех лет после того, как человек узнал о нарушении своих прав. В этом самом «узнал» и заложена мина замедленного действия. А ну как человек узнает о том через 10 лет? Значит, таймер срока давности включится именно тогда.

В подобную ловушку попали тысячи честных людей — добросовестных покупателей квартир. Например, едва не лишился дачи известный писатель, лауреат премии «Русский Букер» Александр Иличевский. В 2002 году он купил дом в Тарусе, а в 2010 году к нему пришли с иском родственники умерших продавцов, требуя дачу назад. Писателю повезло: суд оставил ему дом. Но многие покупатели недвижимости были не так счастливы. Им пришлось съезжать.

Подразумевается, что подобные нормы должны защищать слабых и обездоленных. Закон призван помешать, допустим, плохим родителям пропить единственную квартиру и пустить ребенка по миру. Однако в итоге слабыми и обездоленными оказались честные покупатели. Поэтому и получился обратный эффект: любой собственник не может чувствовать себя защищенным, и дом как бы уже и не крепость.

Теоретически добросовестный покупатель имеет право на компенсацию понесенных расходов. Спрашивать надо с продавца. Однако из квартиры выселят здесь и сейчас, а утраченные деньги никто не вернет так просто. Безусловно, суд обяжет продавцов отдать несчастным покупателям все, до копейки. Но зачастую продавцов еще надо найти, да и вполне может оказаться, что взять с них нечего — деньги растворились.

Все это создавало нервозную ситуацию на рынке жилья. Конечно, жизнь не остановишь, и люди все равно покупали и продавали свои квадратные метры. Но сколько человек отказалось от сделок, сколько потенциальных покупателей развернулись и ушли из квартиры, увидев у хозяев ребенка! Трудно подсчитать, насколько подобные риски тормозили развитие рынка жилья, как отражались на ценах. Однако вряд ли кто будет спорить с тем, что вред от них был, и немалый.

Поэтому у предложения минфина на первый взгляд есть только один недостаток: оно еще не принято. А по большому счету его надо было выдвигать еще вчера.

Предполагается, что на компенсацию смогут претендовать как добросовестные покупатели жилья, так и собственники, лишившиеся по незаконным причинам квартир. Получается, в каждом конкретном случае будет выбор. Допустим, человек потерял жилье и по каким-то обстоятельствам не может его забрать у добросовестного покупателя. Тогда казна пришлет ему чек. Другой вариант: человек купил жилье, но вынужден его покинуть. В таком случае он тоже получит на руки казенные деньги.

Важное уточнение — жилье должно быть единственным пригодным для проживания. Допустим, человек продал одну квартиру, чтобы купить другую. В случае неудачи он рискует остаться ни с чем, и тогда казна придет ему на помощь.

Если же спор идет о даче, второй-третьей квартире, четвертом особняке, то минфин тут не поможет. Система призвана защитить людей, оказавшихся на краю пропасти. Компенсация задумывается как социальная мера для самых незащищенных, в том числе пенсионеров и несовершеннолетних.

При этом деньги будут выплачиваться только по решению суда. Это существенный нюанс: именно суд, а не чиновники, должен признать, что чьи-то права при сделке были нарушены. По мнению экспертов, судебная процедура будет также и страховкой от коррупции при выдаче подобных компенсаций. Если судьбу бюджетных миллионов — кому выписать, кому нет — будет решать скромный столоначальник, есть риск, что он начнет выдвигать нескромные условия пострадавшим людям. А так процедура будет полностью прозрачна.

Также в механизме заложена страховка от мошенничества: взять и деньги, и квартиру не получится. Кстати, о миллионах — суммы компенсаций небезграничны. В законопроекте говорится о миллионе рублей. Для Москвы, безусловно, это небольшая сумма. Но в некоторых регионах именно столько квартиры и стоят. В крупных городах подороже, в маленьких подешевле.

Проект предусматривает, что компенсации за утрату права собственности на единственное пригодное для постоянного проживания жилое помещение будут применяются в случае, если государственная регистрация права собственности добросовестного приобретателя на жилое помещение была проведена после 1 января 2005 года. Все, кто пострадал раньше, под действие норм не попадают. Предполагается, что закон вступит в силу с 1 января будущего года.

www.rg.ru