Какой будет апелляция?

Понятие «бюрократия» происходит от французского «Bureau», что переводится как бюро или канцелярия. Родоначальником бюрократии в России часто считают Петра 1, а ее окончательным организатором — графа Сперанского. И в этих бюро и канцеляриях сейчас с того исторического времени тонут дела, жалобы, обжалования. Гражданские суды не стали прообразом борьбы с бюрократией. И вот на законодательном уровне было решено бороться с этой проказой в судах.

С 1 января 2012 года вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации от 9 декабря 2010 г. N 353-ФЗ «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации».

Основные изменения касаются недопустимости повторного участия судьи в рассмотрении дела. Мировой судья, рассматривавший дело, не может участвовать в рассмотрении этого дела в суде апелляционной, кассационной или надзорной инстанции. Судья, принимавший участие в рассмотрении дела в суде первой инстанции, не может участвовать в рассмотрении этого дела в суде апелляционной, кассационной или надзорной инстанции. Судья, принимавший участие в рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции, не может участвовать в рассмотрении этого дела в суде первой, кассационной или надзорной инстанции.

Действительно, изменения в порядок рассмотрения дел в суд давно назревали. Конституционный суд не раз высказывался о том, что действующие нормы не обеспечивают в полноценной мере право на обжалование. Относительно большое количество споров в Конституционном суде по данному основанию говорит также о не совершенстве процессуального законодательства.

В целом, изменения вводят общий более стройный апелляционный порядок обжалования судебных актов, изменяют институт кассационного пересмотра, также совершенствует порядок рассмотрения дел в Президиуме ВС РФ, что должно сократить поток рассматриваемых дел. Очевидно, что моделью произошедших изменений послужил АПК РФ. Поэтому приведение гражданского и арбитражного процесса в соответствие является положительной мерой. Изменения должны способствовать исключению практики рассмотрения дел по формальному признаку, т.е. путем проверки правильности рассмотрения документов. Ранее вышестоящие суды в случае ошибок возвращали дело на новое рассмотрение, что приводило к длительному порядку обжалования, увеличению бюрократических судейских процедур.

Вместе с тем, некоторые специалисты считают, что от смены вывески и смены порядка обжалования не изменится суть и сроки проведения апелляционных процедур, поскольку требуется внесение более существенных изменений в судейскую систему в части обжалования решений. Кроме того, не до конца ясно соотношение кассационного и надзорного пересмотров. Конечно, хочется верить, что апелляция не будет теперь проходить де-факто по формальным признакам, но от смены порядка может и не измениться суть рассмотрения дел в апелляционной инстанции.