Подоходный налог с достаточно низкой базовой ставкой 13% не меняется в России уже целых 13 лет. Мы не суеверные, но шансы на то, что подоходный налог у нас скоро увеличат, сейчас велики, как никогда.
Налог на доходы физических лиц, наш дорогой НДФЛьчик, наша гордость и отрада, можно сказать, оплот стабильности… Цены за время его существования в нынешнем виде выросли процентов на сто минимум. Отменили налог с продаж и в этом году чуть не ввели его вновь, потому что нечем наполнять региональные бюджеты, а в федеральном денег на регионы все более явно не хватает. Отменили и вновь ввели прямые выборы глав этих самых регионов. За это время бессчетное количество раз сдвигались границы валютного коридора, изменились даже географические границы страны. А НДФЛ пока устоял на своих 13%. Но, как говорил мой незабвенный школьный учитель физики Григорий Михайлович Юабов, «в мире нет ничего точного, вечного и постоянного».
В первый день московского инвестиционного форума «Россия зовет!», когда громких слов высоких чиновников было гораздо меньше, чем во второй, министр финансов Антон Силуанов предложил изучить возможность частичного переноса нагрузки по страховым взносам во внебюджетные социальные фонды с работодателей на россиян. «Я как министр финансов вижу необходимость снижать прямую нагрузку в виде прямых налогов на бизнес, в том числе страховые взносы, и часть этой нагрузки перекладывать постепенно на население. Мы говорим о том, что можно было бы понижать страховые взносы на предприятия, постепенно переводя на население адресный подход к формированию своей собственной пенсии, и так далее», — сказал он.
Смесь цинизма и деликатности — вообще составная часть профессии министров финансов. Что-нибудь крайне не популярное надо говорить максимально спокойно, деловито и обещать, что случится с нами эта неприятность не прямо сейчас, а через некоторое время. Чтобы мы как-то свыклись с неизбежным. Ровно так министр Силуанов и поступил. Он деловито сообщил, что перенос нагрузки по взносам во внебюджетные страховые фонды можно было бы начать с небольших величин — «с 2-4 процентных пунктов… Снижать, допустим, до 26% (нагрузку на работодателей. — Прим. С. Н.) и 4% перекладывать на граждан». И утешил: подобные изменения могут произойти после 2018 года. По нынешним временам, когда все меняется стремительно и непредсказуемо, кажется, что прямо «не в этой жизни». А ведь речь, по сути, идет о косвенном повышении подоходного налога. И коснется это каждого работающего россиянина.
Ждут своего часа еще две, на сей раз законодательные инициативы, предусматривающие прямую увязку размеров подоходного налога с новыми патриотическими веяниями на фоне пустеющей госказны. Депутаты-коммунисты подготовили законопроект, в котором предлагают отнимать у состоятельных россиян не 13% доходов, а ровно половину, направляя эти деньги целевым назначением на развитие бесплатных медицины и образования. Состоятельными коммунисты предлагают считать тех россиян, чей месячный доход составляет 1 млн рублей.
Еще летом в Госдуме разработали документ, предполагающий введение так называемого налога солидарности с Крымом и Севастополем, который собирались вынести на обсуждение осенью. Как объяснял тогда журналистам один из авторов идеи, член комитета Госдумы по энергетике Андрей Крутов, вместо того чтобы развивать присоединенные территории, поднимая налоги для всех, лучше обложить спецналогом (до 30%) доходы тех россиян, которые зарабатывают более 12 млн рублей в год. Впрочем, по данным опроса Левада-центра, в августе (это пока самые свежие данные) только 5% россиян были готовы в полной мере платить такой налог, а 28% не хотели делать этого категорически. При этом еще 16% россиян полагали, что рядовых граждан расходы на Крым просто не коснутся.
Собственно, рост «патриотических» расходов и непатриотичная стагнация российской экономики — главные основания для возможного пересмотра подоходного налога. Все-таки до сих пор за все время его существования с нынешней ставкой, за исключением короткого перерыва в конце 2008 — начале 2009 годов, российская экономика поступательно росла. Росли и доходы населения, благодаря чему увеличивался сбор подоходного налога. Однако теперь экономика расти перестала, идет снижение реальных доходов населения. То есть при сохранении нынешней ставки существенно больше подоходного налога в ближайшие годы казна явно не получит.
В принципе ничего страшного в повышении подоходного налога нет. Особенно если речь идет о налогообложении наиболее обеспеченных граждан (правда, уводить доходы в тень россияне — мастера, каких в мире поискать…). В большинстве стран, где есть подоходный налог, как раз существует плавающая шкала для разных видов и размеров дохода. Из развитых стран самый высокий подоходный налог — в Швеции (там верхняя ставка плавающей шкалы составляет аж 56,4%, а было время, когда этот налог доходил и до 72%) и Бельгии (верхняя ставка — 53,7%). В Китае, на который мы сейчас пытаемся делать отнюдь не только налоговые ставки, в зависимости от размера дохода гражданина государство берет себе от 5% до 45%. Так что подоходному налогу в России есть куда расти. Правда, в мире есть более десятка стран, где вообще нет подоходного налога, например, Андорра, Кувейт, атолл Вануату, Бахрейн, Уругвай и Сомали (там, подозреваю, его просто некому собирать, потому что и государства толком нет).
В любом случае следите за новостями: подоходный налог в России действительно могут повысить, прямо или косвенно, а также ввести плавающую шкалу. И не говорите потом, что вас не предупреждали. Наш кошелек все равно на государственной веревочке или на коротком поводке — как кому больше нравится