Как отразиться приграничный налог в США на остальном мире?

Экономисты Deutsche Bank уверены, что Мексике и азиатским странам станет сложнее торговать со Штатами.

Поможет ли пограничный налог, предложенный лидерами Республиканской партии в Конгрессе, профинансировать строительство Трамповой стены на границе с Мексикой, или нет, никому не известно. Зато нет никаких сомнений в том, что он радикально изменит всю систему мировой торговли. Робин Уинклер и Джордж Саравелос, экономисты из Deutsche Bank, подсчитали, насколько сократится объем торговли упомянутых стран с США, если будет введена 20% таможенная пошлина. Хуже всего придется Мексике, но Канада и азиатские производители, включая Вьетнам, Малайзию и Таиланд, тоже попадут под удар.

«Мы думаем, что последствия будут крайне разрушительными и масштабными», — отмечают экономисты банка. «Мы по-прежнему считаем, что пограничный уравнительный налог станет главным бычьим фактором для доллара в этом году». Пограничный налог — это своего рода штрафной процент за ввоз товара из других стран, нацеленный на сокращение дефицита торгового баланса и повышение конкурентоспособности внутренних производителей. То, насколько сильно страны пострадают от этой меры, отчасти будет зависеть от эластичности спроса на товары, которые они продают на территории США. Чем выше эластичность, тем болезненнее будут последствия.

Иными словами, если производимая в Таиланде электротехника неожиданно подорожает, скажем, на 10% (часть налогового бремени поставщики возьмут на себя), при этом потенциальные покупатели смогут без особенных проблем найти им замену на внутреннем рынке, то цена станет решающим фактором. В этом примере тайваньским производителям, скорее всего, не повезет. В определенном смысле, программа будет успешной, поскольку поможет Штатам сократить дефицит торгового баланса. По сути, это принцип «Америка прежде всего» в действии.

Но у торговых партнеров дела будут обстоять куда хуже. Например, Терезу Мэй этот вопрос должен сильно заинтересовать, поскольку без специального соглашения, по мнению Уинклера и Саравелоса, Британия понесет серьезные убытки и сокращение объемов торговли. Спрос на британский экспорт в США крайне эластичен, поэтому пограничный налог может превратить профицит в районе 1 млрд долларов в дефицит в размере 19 млрд долларов — это почти пятая часть валового объема торговли между странами.

Чем все это обернется для доллара? Он вырастет за счет увеличения спроса на американскую продукцию и снижения спроса в США на импортные товары, хотя это, конечно, произойдет не сразу и движение может быть достаточно хаотичным. Укрепление валютного курса частично компенсирует те преимущества, которые могли бы получить внутренние экспортеры благодаря налогу, однако в любом случае эта политика сильно испортит двусторонние торговые отношения (http://www.forexpf.ru/)