Проблемы российских компаний в Казахстане

Российские компании с бизнесом в Казахстане столкнулись с неожиданной проблемой: им не удается подтвердить, что они являются налоговыми резидентами России. С подобной бюрократической сложностью с сентября 2015 г. столкнулось как минимум 10 компаний, следует из картотеки арбитражных дел.

Компании обращаются в Минюст за апостилем (международное подтверждение официального документа) справки, подтверждающей резидентство, чтобы передать ее казахстанским налоговикам. Например, НПК «Брик» справка была нужна по условиям договора с казахстанской Global Oil Investment Group, «Кормину» — для освобождения от уплаты подоходного налога в России по контракту с казахстанской «Казцинк». У части компаний в Казахстане есть «дочки», например у «СТС медиа» — телеканалы, которые зарабатывают на местной рекламе.

Минюст компаниям отказывает: для Казахстана апостиль на справке о резидентстве не нужен. Обе страны присоединились к Гаагской конвенции, которая отменяет требование об апостиле. Подтверждение необходимо, только если между странами нет двусторонних соглашений о правовой помощи. А у России с Казахстаном такая конвенция есть.

Но нормы этой конвенции не распространяются на выплату налогов, указывал в нескольких решениях Арбитражный суд Москвы. В начале 2014 г. минфин Казахстана запретил местным налоговикам использовать пониженные ставки по соглашению об избежании двойного налогообложения, если компания подтвердит российское резидентство без апостиля Минюста, напоминает суд. Такое же письмо в середине 2014 г. выпустил и российский Минфин.

Жалобы от российских компаний Минюст начал получать еще с конца 2013 г., рассказывает его представитель. Весь 2014 год Минюст проводил консультации с Казахстаном и настаивал, что по конвенции компании не должны подтверждать документы, говорит он, Казахстан не согласился и страны договорились заключить отдельное соглашение. Распоряжение о его подготовке правительство выпустило в 2015 г., обмен нотами прошел в феврале — марте 2016 г., сейчас Казахстан проводит внутренние процедуры, необходимые для начала его действия, указывает представитель министерства.

Пока новый договор не вступит в силу, компании не смогут применять пониженные ставки по соглашению об избежании двойного налогообложения, объясняет партнер Taxadvisor Дмитрий Костальгин. Например, если у российской компании есть «дочка» в Казахстане, то при выплате дивидендов или процентов она удерживает налоги по максимуму — 15%, говорит партнер KPMG Анна Воронкова. В соглашении с Казахстаном ставка налога с процентов по займам, дивидендам и роялти снижена до 10%.

Во всех случаях суд поддержал компании и обязал Минюст выдать им подтверждение. Но министерство апостиль все еще не выдает, рассказывает сотрудник одной из судившихся с Минюстом компаний: подтверждение компания сможет получить только после вступления в силу решения апелляционной инстанции по исполнительному листу. И даже при имеющихся судебных прецедентах Минюст апостиль все равно не выдает, жалуется он. «Это формальное, процедурное дело. Мы идем тем же путем, которым до нас прошли десятки российских компаний, работающих в Казахстане», — говорит представитель «СТС медиа», представители остальных компаний не ответили на запросы «Ведомостей».

http://www.vedomosti.ru/