Саудовская Аравия и налоги

План структурных реформ «Саудовская концепция развития до 2030 г.» был одобрен в понедельник, сообщил король Салман. Отвечать за его реализацию будет экономический совет при правительстве. Его возглавляет заместитель наследного принца Мухаммад ибн Салман аль-Сауд, который контролирует деятельность министерств финансов, экономики и нефти, а также Государственного инвестиционного фонда.

Запланированные преобразования — самые масштабные в экономике с 1932 г., когда была создана Саудовская Аравия, хотя разговоры об избавлении от нефтяной зависимости в правящей семье велись десятилетиями.

Крупнейшая нефтедобывающая компания мира Saudi Aramco будет превращена в многопрофильный холдинг, заявил принц Салман в интервью Al-Arabiya. Ее IPO (до 5% акций) может пройти в Саудовской Аравии и за границей, например в США. Saudi Aramco, по словам принца, может быть оценена более чем в $2 трлн, так что продажа даже 1% ее акций станет крупнейшим IPO в истории. Впоследствии публичными станут и ее «дочки». Saudi Aramco будет ежеквартально публиковать отчетность, ее совет директоров будет избираться, заверил принц. По его убеждению, приватизация позволит сделать компании более прозрачными и снизить уровень коррупции.

Средства от продажи акций Saudi Aramco и ее «дочек», а также от других проектов, например девелоперских, будут направлены в государственный инвестфонд, который планируется увеличить с 600 млрд риалов ($160 млрд) до 7 трлн риалов ($2 трлн). Он будет инвестировать за рубежом, доходы от вложений должны частично заменить доходы от продажи нефти, которые формируют более 70% бюджета и на которые приходится 84% экспорта.

По данным ОПЕК, нефтяной экспорт принес Саудовской Аравии в 2015 г. $275 млрд. Среднегодовая доходность суверенного инвестфонда Абу-Даби, по его информации, составила 7,4% за последние 20 лет по 2014 г., такая же доходность (до вычета комиссионных) за последние пять лет у норвежского инвестфонда: разброс — от минус 2,5% в 2011 г. до 15,95% в 2013 г. При такой же средней доходности и активах в $2 трлн саудовский фонд теоретически может получать $148 млрд в год. Это немногим больше половины полученных в 2015 г. нефтедолларов.

Другую их часть планируется компенсировать за счет развития частного бизнеса. Предусматривается увеличение к 2030 г. доли частного сектора в экономике с 40 до 60%, снижение безработицы с 11 до 7,6% и рост ненефтяных доходов со 163 млрд риалов ($44 млрд) до 1 трлн риалов ($267 млрд). К 2020 г. ненефтяные доходы планируется увеличить уже на $100 млрд, т. е. примерно на $30 млрд в год. Доля ненефтяного экспорта должна вырасти с 16 до 50%, заявил принц Салман.

Правда, подробностей, как власти собираются этого добиться, пока не представлено. Сейчас подавляющее большинство работников заняты в госсекторе, в частном же 80% — это иностранцы. Безработица среди молодежи — 30%.

Частично развитие ненефтяного бизнеса будет заключаться в импортозамещении в оборонном секторе, цель — локализовать более 50% расходов на закупку вооружений; планируется создать фактически с нуля туристическую отрасль и увеличить занятость среди женщин. «К 2020 г. мы сможем жить без нефти», — заявил принц Салман.

Из-за падения цен на нефть валютные резервы, использовавшиеся для покрытия бюджетного дефицита, в 2015 г. сократились почти на $116 млрд, или на 16%, до $616,4 млрд. А бюджетный дефицит, по данным минфина, достиг $98 млрд, или 15% ВВП. В конце 2015 г. были сокращены субсидии на бензин, воду и электричество. Как констатировал в понедельник МВФ, это позволило улучшить ситуацию с бюджетом. Цена нефти, при которой он сводится без дефицита, составит в этом году $66,7 против $94,8 за баррель в 2015 г.; 30%-ное снижение — самое значительное среди входящих в ОПЕК стран Ближнего Востока и Северной Африки, отмечает МВФ. В этом году минфин планирует уменьшить бюджетный дефицит до $87 млрд.

«Нынешняя модель роста, основанная на перераспределении ресурсов правительством, более неприемлема, учитывая сокращение бюджета и быстрый рост численности рабочей силы», — говорится в докладе МВФ. Специалисты фонда призывают страны Персидского залива перейти к системе, где частный сектор будет играть большую роль в создании рабочих мест. Но растущие социальные проблемы могут стать препятствием для реформ, предупреждает Александр Лосев, гендиректор УК «Спутник. Управление капиталом»: «Если после десятилетий умножавшегося благосостояния придется платить налоги, то встанет вопрос о легитимности монархии и подконтрольности деятельности правительства».

http://www.vedomosti.ru/