Государство и налоги

Все новые фискальные инициативы российского правительства оправдываются антикризисной повесткой и необходимостью свести бюджет.

Ведь из этого бюджета нужно финансировать социальные расходы, поддержать население в кризис. Раздутые военные расходы на данный момент тоже можно считать социальными — пока они поддерживают в гражданах стремление терпеть и экономить ради «величия державы». Однако ситуация складывается так, что от желания поддержать социальные расходы все больше страдают их реципиенты — действия государства бьют прежде всего по самым бедным.

Предлагаемое введение акцизов на «вредные» продукты (пальмовое масло, сахар) ударит по производству самой дешевой еды — выпечка, маргарин, собственно сахар и множество продуктов, его содержащих, подорожают. Возможное повышение акцизов на топливо приведет к тому, что дороже станут транспортные услуги и, на следующем шаге, те же продукты в магазинах. Система «Платон» уже внесла свой вклад в инфляцию. Обсуждается введение акциза на автомобильные шины. С 2015 г. налог на имущество граждан и организаций исчисляется с более высокой кадастровой стоимости, повышены госпошлины и ставка водного налога. Все это заставляет бизнес повышать цены.

Инфляция в прошлом году, по данным Росстата, составила 12,9%. Цены на продовольствие, расходы на которое составляют более 50% в бюджете малообеспеченных граждан, в среднем за год выросли на 20,2%. Отдельные «продукты для бедных» подорожали более ощутимо: крупы — на 42%, сахар — на 39,7%, плодоовощная продукция — на 29,5%. В январе 2016 г. инфляция в годовом выражении составила 10%.

Пенсии с 1 февраля 2016 г. проиндексированы на 4%.

Размер второй индексации в августе зависит «от итогов экономического развития». Зарплаты бюджетникам не индексируют, социальные пособия ограничивают все новыми условиями. Реальные зарплаты россиян упали в 2015 г. на 10%.

От «социального государства» граждане получают меньше, чем вынуждены отдавать ему в результате решений этого самого государства, направленных якобы на поддержку граждан. Где-то внутри государства ощутимая доля отчислений теряется, что говорит о чрезвычайно низкой его эффективности. Для государства это не обещает ничего хорошего: если в течение относительно долгого времени граждане будут иметь вилку, скажем, 4% индексации — 13% инфляции, у них кончится либо еда, либо терпение.

Как замечает главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова в интервью Economy Times, проблема не в том, что у бюджета есть социальные обязательства, а в том, что доходная база отстает в своей динамике и перспективы ее роста очень ограничены.

Усиление фискальной нагрузки в кризис еще больше сужает доходную базу. Но не только оно. Например, правительство Москвы собирается снести 104 торговых объекта как самострой. По данным «Опоры России», у большинства владельцев зарегистрированы права собственности. По расчетам «Деловой России», ущерб городу составит около 30 млрд руб., из них около 2 млрд руб. — налоговые отчисления в течение года. Риторические вопросы: улучшится ли после этого бизнес-климат в Москве? Подорожают ли товары в новых павильонах?

www.vedomosti.ru