Налоги на отходы

Минприроды вчера отправило на межведомственные согласования проект постановления правительства, которым определены ставки экологического сбора по 36 видам отходов. С 2016 года его будут уплачивать компании, которые откажутся самостоятельно утилизировать отходы производства или импорта. В министерстве отмечают, что документ обсуждался с представителями бизнеса и ассоциациями производителей, импортеров и переработчиков, а вводимые ставки фактически не повлияют на инфляцию. Опрошенные «Ъ» участники рынка говорят, что обсуждали другие ставки, и настаивают на обязательной оценке регулирующего воздействия документа.

Вчера Минприроды распространило сообщение о том, что проект постановления правительства — «Об установлении ставок экологического сбора по каждой группе товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, уплачиваемого производителями, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов» — направлен на согласование в министерства и ведомства. Проект — подзаконный акт к базовому закону об отходах потребления, принятому в конце 2014 года. По нему производителям и импортерам потребительских товаров предоставлен выбор: отчислять в бюджет экологический сбор на создание соответствующей инфраструктуры в регионах либо в рамках лучших мировых практик самоорганизовываться, создавая отраслевые схемы управления отходами. Формально возможность самостоятельного исполнения компаниями обязательств остается — но региональные операторы по закону потеряли независимость. Они, как и потоки образующихся отходов, завязаны на назначаемую местными властями региональную монополию, которая работает в рамках регулируемых тарифов

Выбор между созданием собственных мощностей по переработке или уплатой экосбора будет во многом зависеть от его ставок — однако они и после согласования вызывают споры регулятора и участников рынка. «Предлагаемые размеры ставок экологического сбора сопоставимы с экологическими платежами производителей товаров в странах ЕС»,— отмечается в сообщении Минприроды. Средневзвешенные ставки определены проектом постановления для 36 групп товаров, среди которых картон и бумага, аккумуляторные батареи и пластмасса (основные из них см. в таблице), и должны начисляться с 2016 года. Отметим, однако, что в ЕС, в отличие от РФ, такие ставки действуют с учетом развитой инфраструктуры и систем раздельного сбора бытовых отходов.

Для этих групп товаров, судя по всему, появятся и нормативы утилизации — для остальных они будут нулевыми, как и ставки до 2019 года (это решено на совещании правительства в июне 2015 года). Впрочем, Екатерина Астафьева из «Русбренда» утверждает, что последняя версия нормативов от Минприроды включала 78 категорий, по которым ставки заметно больше нуля (по некоторым позициям — 10%, 30% и 45%), а срок вступления их в силу — 2016 год. В сообщении министерства также упоминаются нормативы, отличные от нулевых, «по некоторым другим видам продукции, утилизация которых уже осуществляется». «Проблема в том, что нам просто неоткуда будет взять поток бумаги из коммунальных отходов в 2016 году, чтобы удовлетворить требования регулятора»,— сокрушается госпожа Астафьева. Но в Минприроды считают, что одного года переходного периода достаточно для «создания собственных перерабатывающих мощностей, что избавит производителей от необходимости внесения экосбора».

В министерстве утверждают, что в обсуждении методики расчетов и размеров ставок сбора «участвовало более 100 представителей бизнес-сообщества из 40 организаций и ассоциаций — производителей, импортеров товаров, переработчиков отходов». Однако мнение как минимум тех, с кем удалось связаться «Ъ», услышано не было. «Ставки, которые были представлены в ходе совещаний в Минприроды, разительно отличаются от тех, что обнародуются сейчас: они увеличены почти в три раза»,— говорит исполнительный директор Ассоциации производителей шин Надежда Чурмеева. Пока сложно судить, насколько это обоснованно, так как нужно понять, что изменилось в методике расчета ставки, добавляет она.

Переработчики тоже не понимают, как реализовать предложения министерства. Директор Ассоциации переработчиков электронной и электробытовой техники Владимир Комиссаров говорит, что предложенная ставка экосбора приемлема на начальном этапе, хотя и не позволит обеспечить создание новых производственных мощностей. «Все зависит от норматива утилизации. При нормативе 5% — даже при полном отсутствии переработки отходов своих товаров — производителям придется платить всего 1,3 тыс. руб. за тонну»,— отмечает он. Кроме того, в РФ нет мощностей по утилизации литий-ионных и литий-полимерных аккумуляторов, отмечает он. Предприятия ассоциации не занимаются их переработкой, но проблема утилизации перед ними стоит, а выбор невелик: хоронить на полигонах (понимая, что это опасные отходы), вывозить на утилизацию за пределы СНГ или накапливать, дожидаясь организации переработки в РФ (затраты на хранение лягут на переработчиков). Но в Минприроды настаивают: «За два года уплаты экосбора станет возможным строительство 24 сортировочных комплексов и 831 технологической линии по переработке отдельных фракций отходов во вторичное сырье в составе указанных комплексов, 261 комплекса по переработке для повторного использования отходов, 507 приемно-заготовительных пунктов сбора отходов».

Перспектива введения высоких нормативов утилизации с 2016 года и предложенные ставки экосбора лишь заставляют производителей отмечать: «Нам не хочется перекладывать новые налоги в стоимость товаров». И хотя в документе министерства сказано, что «влияние платежа на индекс потребительских цен минимально и не превысит 0,197% в год», по предварительным оценкам шинников, сбор на шины 9 тыс. руб. за тонну приведет к росту цен на 2,5-3% в разных сегментах рынка.

Алексей Шаповалов
www.kommersant.ru