Налоги и бизнес в Крыму

Малые и средние предприниматели Крыма не спешат перейти под российскую юрисдикцию, а крупные компании и вовсе покидают зону «рискованного земледелия»

Крым продолжает всесторонний переход под российскую юрисдикцию, однако местный бизнес отнюдь не торопится менять правовую плоскость. Показательно, что одними из первых с полуострова дезертировали крупнейшие российские игроки, как государственные, так и частные: Сбербанк, ВТБ, ЛУКОЙЛ… И им за это ничего не было.

А вот «Макдоналдс», который посмел закрыть на полуострове три своих ресторана, некоторое время спустя попал под масштабные проверки деятельности уже по всей стране. «Добролет» стал первой российской компанией, которая полностью свернула деятельность из-за западных санкций.

Это примеры, которые на слуху. «Новая» выяснила, как себя чувствуют на полуострове средние и мелкие компании, что они предпочтут: стать из украинских российскими или самоликвидироваться.

Процесс перерегистрации украинских юридических лиц в УФНС России по Республике Крым стартовал с 1 июля. За это время правовое поле сменили менее 400 предприятий — результат, который вряд ли может удовлетворить российские налоговые органы.

Тем не менее у крымского малого и среднего бизнеса еще есть время для окончательного перехода под российское законодательство. Официально фирмам предписано встать на учет в местном управлении ФНС до 1 января 2015 года, но и тут наверняка возможны определенные послабления или, в крайнем случае, регистрация в качестве филиала иностранного юридического лица.

«Времени пока что достаточно, ситуация не критична. Кроме того, сейчас идет летний сезон, и многие предприниматели находятся в отпусках», — напоминает руководитель Центра экспертизы и аналитики проблем предпринимательства «ОПОРЫ России» Иван Ефременков. Эксперт ожидает всплеска регистрационной активности осенью, так как к тому времени фирмам будет необходимо либо возобновлять свою деятельность на новых условиях, либо окончательно покидать рынок.

И все же очевидно, что владельцев крымских предприятий от перерегистрации удерживает не только нежелание вылезать из шезлонга на солнечном курорте. Бизнес-климат полуострова теперь как никогда зависит от политической обстановки в мире. Многие предприниматели до сих пор не понимают, чего можно ожидать от российских властей, а некоторые из них все же надеются на возвращение Крыма в состав Украины.

Среди возможных экономических препон для крымского бизнеса стоит, пожалуй, особенно отметить налогообложение. Можно предположить, что нежелание крымских предпринимателей становиться российскими связано с различиями между налоговыми системами Украины и России, и явно не в нашу пользу.

В ежегодном рейтинге DoingBusiness, который составляется Всемирным банком и Международной финансовой корпорацией (IFC), Россия занимает 56-е место по степени комфортности системы налогообложения, Украина — 164-е. Несмотря на то что Налоговый кодекс Украины несколько либеральнее российского, система взыскания налогов в Российской Федерации более результативна. Ее эффективность обеспечивается в первую очередь за счет принципа централизации государственных органов и наличия «различных налоговых режимов, которые упрощают налоговую систему и предоставляют возможность применять ее широкому кругу субъектов малого предпринимательства», — считает Иван Ефременков.

Возможно, причина в непомерно высоком налоговом бремени, мешающем российскому малому бизнесу вздохнуть полной грудью? Профессор кафедры экономики и финансов фирмы НИУ ВШЭ Иван Родионов отрицает данное утверждение: «Да, налоги в России существенные, но они не являются реальным препятствием для развития малого бизнеса в регионе». Вероятнее всего, что крымским предпринимателям придется смириться с существованием в РФ единого законодательства и начать подстраиваться под него. «Никаких географических исключений из закона быть не может», — уверен эксперт.

В то же время рост фискальной нагрузки на новый субъект Федерации должен быть умеренным. По мнению Ивана Ефременкова, крымским фирмам требуется время для адаптации к российскому бизнес-климату: «Необходимо снизить налоговую нагрузку на время переходного периода путем предоставления малому бизнесу фискальных преференций. Однако государству следует быть аккуратным: в льготах нуждаются далеко не все компании».

Как сообщили «Новой» в правительстве Республики Крым, одна из таких льгот уже вступала в силу: крымским компаниям, не успевшим заплатить налоги до 1 июня 2014 года, были предоставлены специальные условия, согласно которым в период с 20 марта 2014 года до 1 июля 2014 года не применялись штрафные и другие финансовые санкции за нарушение сроков платежей.

Иван Родионов считает это вопросом принципа: «Либо предприниматели согласны с фактом присоединения Крыма, либо нет. Все необходимые льготы были предоставлены ранее. У бизнеса было достаточно времени для адаптации, поэтому дополнительные субсидии излишни».

У предпринимателей вызывают опасения трудности, с которыми они могут столкнуться непосредственно в процессе перерегистрации своих фирм. Иван Ефременков считает данную процедуру в РФ довольно простой: «В России процесс регистрации фирм регулируется на уровне федерального законодательства. Сейчас ведется активная работа по ее усовершенствованию».

В самом деле, распоряжением от 30 июля 2014 года Минэкономразвития России о внесении изменений в «дорожную карту» «Оптимизации процедур регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» были сокращены сроки выполнения ряда действий, ключевых для оптимизации процедур регистрации. Жизнь предпринимателям облегчает наличие официального сайта ФНС России с полной информацией о процедурах регистрации, а также сервиса, предоставляющего круглосуточную возможность ознакомления с информацией из государственных реестров. Однако, по мнению Ивана Родионова, государству следует все же увеличить штаб сотрудников налоговых инстанций, дабы ускорить процесс перерегистрации.

«С Крымом не очень охотно сотрудничают контрагенты, что ведет к росту операционных издержек у местного бизнеса. В такой ситуации российское руководство должно хорошо проявить себя, активно улучшая условия ведения бизнеса на полуострове», — замечает Ефременков.

На данный момент основное достижение властей в сфере региональной экономики — существенное наращивание товарообмена с материковой Россией. По данным Ивана Ефременкова, доля отечественных товаров в розничной торговле уже сейчас составляет 60—70% от всего рынка. «На рынке появляется все больше новых поставщиков и ретейлеров, плюс к этому в Крыму имеется собственная продукция», — замечает эксперт «ОПОРЫ…».

За последние несколько месяцев уже были приняты законы «О развитии малого и среднего предпринимательства в Республике Крым», «Об уполномоченном по защите прав предпринимателей в Республике Крым», а также государственная программа «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Крым на 2014 год».

Программа, на которую правительством было выделено 142,5 миллиона рублей, предусматривает создание трех фондов, в рамках которых предпринимателям оказывается самая разносторонняя помощь, сообщает представитель правительства Крыма. «Первый фонд в основном занимается выдачей льготных кредитов предприятиям, второй предоставляет гарантии и поручительства при выполнении значимых для республики проектов, а третий специализируется на проведении различных консультаций и предпринимательских курсов».

Все эти меры должны в ближайшее время существенно улучшить экономическую обстановку на полуострове, в частности, за счет привлечения более 1,5 млрд рублей инвестиций и кредитов. Напомним, однако, что крымский рынок уже покинуло некоторое количество как украинских, так и российских компаний. Наибольший урон понесла банковская система полуострова, которую, вследствие ухода крупнейших игроков, фактически придется отстраивать заново.

Примечательно также то, что помимо ожидаемого оттока украинских финансовых организаций (Ощадбанк, Приватбанк и еще порядка 30 банков) деятельность свернули и дочерние структуры российских банков. Страх санкций крепко сковал крупные российские банки; не все организации, даже уже попавшие в черный список Запада, решаются приходить на полуостров.

В Крыму достаточно успешно действуют РНКБ (Российский национальный коммерческий банк, 277 подразделений в республике), принадлежащий правительству полуострова, а также Генбанк, БайкалБанк, Крайинвестбанк, ФИА-Банк и АБ «Россия», как и РНКБ, попавший под санкции. Но все же им пока не удается до конца решить имеющиеся на рынке проблемы. «Тяжелая ситуация в банковской системе серьезно сказывается на состоянии бизнеса в регионе: становится сложнее осуществлять безналичные переводы, возникает сложность в привлечении финансовых ресурсов и, как следствие, снижается рентабельность предприятий», — констатирует Ефременков.

На полуострове порой трудно найти работающий банкомат (число которых, однако, уже достигло 534 и растет с каждым днем), а часть населения по-прежнему озадачена судьбой своих вкладов в украинских банках.

«Была проведена колоссальная работа — за пять месяцев была создана с нуля банковская система на целом полуострове. В данный момент здесь функционируют 28 банков с 484 отделениями», — прокомментировали ситуацию в правительстве Крыма.

Из украинских финансовых организаций на рынке пока еще остались два игрока: Черноморский банк развития и реконструкции и севастопольский банк «Морской». «После вхождения Крыма в состав России деятельность украинских банков на территории региона вышла из правового поля. В результате большинство украинских коммерческих банков приняло решение заморозить все операции», — пояснили в правительстве республики.

В сфере розничной торговли продуктами питания заметного сворачивания бизнеса не наблюдается. Решение об уходе из Крыма еще в мае приняло руководство украинской сети «Фора», однако большинство предприятий все же планирует остаться на рынке. Впрочем, тут, как упоминалось ранее, существует иная угроза: неспособность российских поставщиков оперативно заменить украинскую продукцию, а государственных органов — контролировать рост цен.

Не остался незамеченным и уход из Крыма важных телекоммуникационных провайдеров — «Воли» и PeopleNet, а также крупнейших сотовых операторов полуострова — «МТС-Украины» и «Киевстара». Правда, все оборудование «Воли» переходит в пользование к ООО «Телекоммуникационные системы» РФ, а частоты «МТС-Украины» еще в начале августа начал использовать первый российский сотовый оператор в Крыму — «К-Телеком», и все это вроде бы с согласия обеих сторон. Чего явно не скажешь об инциденте с крымскими офисами «Киевстара», которые, по официальному заявлению, в начале августа были захвачены группой неизвестных вооруженных лиц.

В целом опрошенные эксперты дают положительный прогноз развитию малого бизнеса на крымском полуострове. Хотя на первых порах региону требуется существенная поддержка, Крым, по словам Ефременко, «имеет конкурентные преимущества, которые можно и нужно использовать».

Но все же очевидно, что пока вопрос о статусе Крыма не будет урегулирован с Украиной и мировым сообществом, а эти перспективы даже не просматриваются, полуостров будет оставаться в зоне «рискованного земледелия» и крупные компании туда не загонишь ни кнутом, ни пряником.

Арнольд ХАЧАТУРОВ, Анастасия КУВШИНОВА «Новая газета»