Что бы еще обложить налогом?

Налог на бороду, введенный Петром I, был модернизационным. В наше время легко представить консервативный налог на бритость


Проблемы с бюджетными доходами в России не исчезнут сами собой. Они будут только нарастать, что уже видно по бюджетным проектировкам на 2015-2017 гг. Власти неизбежно будут искать решения и пробовать что-то новое или старое, пусть и осужденное Конституционным судом.

Пенсионные накопления за 2013 г. изъяты в страховую систему (сэкономлен бюджетный трансферт). Идет дискуссия о введении регионального налога с продаж — при живом НДС. Повышаются акцизы. Продолжающаяся реформа налога на имущество может увеличить доходы от него, если инвентаризационная оценка недвижимости будет заменена кадастровой.

Где еще взять? Совет Федерации приступил к разработке сбора с туристов на исторические памятники. В Сочи планируют создать игорную зону, а первый вице-премьер Игорь Шувалов поручил Минфину, Минэкономразвития и Минюсту проанализировать возможность легализации онлайн-покера — страсти обычно обкладываются по высокой ставке.

Идет напряженная творческая работа. Очевидно, что прежние цели, благодаря которым в начале 2000-х была сформирована довольно либеральная налоговая система (15 налогов и налоговая нагрузка на экономику, по разным оценкам, от 28 до 33% ВВП), уже не актуальны.

Есть только одно, но важное политическое соображение, которое надо учитывать при сочинении новых налогов и сборов, а также при развитии до сих пор считавшихся сомнительными бизнесов, — патриотизм. Онлайн-покер, например, совсем непатриотичен — вот если бы онлайн-дурак, козел или бура. Заодно стоило бы ввести прямой налог на пользование интернетом (а не так, как сейчас, — стыдливое «хранение данных на отечественных серверах»).

Для правильного продвижения новых налогов нужно сделать ставку на налоги целевые и выбрать правильные цели, тогда общество будет только радо. Здесь должно помочь возвращение к корням. Скажем, один из налоговых реформаторов, Иван III, в XV в. вводил целевые налоги на выкуп ратных людей и строительство засек — укреплений на южных границах, а ведь и сегодня это очень важные задачи.

Или взять «Русскую правду» — она предусматривала систему податей за преступления: судебная пошлина за убийство (вира) взималась в том числе за нераскрытые убийства с общины, где они происходили (считалось, что обязанность общины поймать убийцу или платить за него виру способствовала раскрытию преступлений). Если взглянуть на статистику преступлений в современной России, то можно увидеть, что бюджет не останется без таких поступлений. Правда, с собираемостью могут быть проблемы: кратные штрафы за взятки, введенные президентом Медведевым, себя не оправдали и СКР хочет вернуть тюремные сроки.

Налог на бороду, введенный Петром Первым, был, по сути, модернизационным: бороду царь считал признаком ненавистной старины. В наше время легко представить обратный, консервативный, налог на бритость. Борода для многих — символ драгоценной старины.

В свое время в Эстонии предлагался налог на русский язык. Сегодня в России его следовало бы ввести с одной поправкой — на плохой русский язык. Даже президент вынужден публично отмечать, что ЕГЭ по русскому не сдалось. Значит, потенциальных плательщиков много.

Медовая дань и водочная монополия, подать на покупку драгунских лошадей, налоги с арбузов и орехов, налог на бани и ледокольный налог, налог на кино и налог на неработающий капитал — много, много полезного можно взять из российской истории пополнения бюджета.

www.vedomosti.ru/