Налоговые дела

Следователи снова смогут самостоятельно возбуждать налоговые дела

Президент Владимир Путин в конце прошлой недели внес в Госдуму проект поправок в Уголовно-процессуальный кодекс, восстанавливающих прежний порядок возбуждения налоговых дел. Они разрешают следственным органам начинать расследование на основании материалов оперативно-разыскной деятельности.

Сейчас это невозможно — инициатором уголовного расследования выступает налоговая инспекция: она должна провести проверку и установить факт нарушения. И лишь на основании этих материалов может быть возбуждено уголовное дело. Такие поправки были приняты при президенте Дмитрии Медведеве. Они должны были снизить давление на бизнес и пресечь практику заказных дел. Но изменение процедуры стало «одной из основных причин низкой эффективности раскрытия налоговых преступлений», говорится в пояснительной записке к президентскому законопроекту

Были и организационные проблемы: расследование налоговых дел было передано из МВД в СКР, но многие сотрудники МВД отказались от перевода и направление оказалось оголенным, рассказывает сотрудник полиции. Упала и эффективность следствия, отмечает он: полицейские оперативники не горели желанием участвовать в расследованиях СКР. По статистике МВД, в 2012 г. органы СКР выявили всего 26 налоговых преступлений, а органы МВД — 5610, на 34% меньше, чем годом ранее.

Представители ФНС и МВД от комментариев отказались, получить комментарии представителя СКР не удалось. На восстановлении прежнего порядка настаивал именно СКР. Он подготовил законопроект, ужесточающий борьбу с налоговыми схемами, в том числе меняющий процедуру возбуждения уголовных дел. Одним из аргументов правоохранителей было существенное увеличение сроков расследования, говорит федеральный чиновник, знакомый с дискуссией: они утверждали, что, пока налоговые органы вынесут решение о наличии правонарушения, преступники уже скроются.

Рассмотрение материалов, собранных налоговой инспекцией, занимает до полугода, говорит руководитель аналитической службы «Пепеляев групп» Вадим Зарипов. За это время налогоплательщик может ознакомиться с результатами налоговой проверки, узнать о собранных доказательствах, отмечает налоговый консультант АКГ «МЭФ-аудит» Наталья Абрамова. Это позволяет ему, с одной стороны, лучше подготовится к защите, а с другой — уничтожить следы преступления, говорит она. У уголовного и административного преступлений различная природа и различная доказательная база, отмечает Абрамова, поэтому оперативники смогут лучше собрать доказательства, чем налоговики.

Но реформа помогла бизнесу — перекрыла один из каналов традиционных рейдерских атак, говорил вице-президент «Деловой России» Николай Остарков: до нее было легко возбуждать фиктивные дела против конкурентов — недоимка могла стать основанием для ареста собственника компании.

Теперь предприниматели останутся один на один со следователем, предупреждает Зарипов: у оперативников появится возможность неформального давления, даже если реальные уголовные дела не будут возбуждаться. Это сделает бизнес более «договороспособным», резюмирует он (www.vedomosti.ru)