Налоговая проверка за рубежом

Российские налоговики смогут выехать за рубеж и вместе с иностранными коллегами проверить отечественных неплательщиков. Представители зарубежных налоговых органов, в свою очередь, получат право устраивать «облавы» на своих уклонистов на территории России.

Поправки в законодательство дадут налоговикам карт-бланш в поиске уклонистов. С их помощью можно будет разыскивать за рубежом неплательщиков по целому ряду статей. К ним отнесен налог на доходы и имущество физлиц, на прибыль и имущество организаций, налог на добавленную стоимость, земельный, транспортный, сельскохозяйственный и водный налоги.

К борьбе с налоговыми «уклонистами» подключаются многие страны, желающие пополнить свои бюджеты

Кроме этого, в список попали акцизы, налог на добычу полезных ископаемых, на игорный бизнес и выплаты, полагающиеся бюджету при упрощенной системе налогообложения. Искать неплательщиков будут на основе типового соглашения об обмене налоговой информацией, разработанного минфином и Федеральной налоговой службой (ФНС). Оно, в свою очередь, станет базой для заключения двусторонних соглашений с зарубежными странами, в том числе с офшорными и низконалоговыми территориями. Но прежде нашей стране надо будет еще ратифицировать совместную Конвенцию Совета Европы и Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) «О взаимной административной помощи по налоговым делам», которую Россия уже подписала еще в 2011 году. Пока Россия имеет право только принимать информацию от иностранных налоговых органов, но проверять что-либо за границей наша Федеральная налоговая служба не может.

Объединению усилий разных стран в борьбе с уклонением от налогов сейчас придается большое значение, когда с нехваткой денег в бюджетах столкнулись практически все государства. Отсюда — и повсеместное наступление на офшоры, где, как правило, «прячутся» выведенные из страны деньги. Вот только пока, надо признать, эти усилия больших плодов не приносят. «Борьба с офшорами достаточно фрагментарна, и «закрытие» одних низконалоговых юрисдикций сразу же приводит к открытию других», — замечает Хейфец. «Закрыли» Кипр — деньги потекли в другие «налоговые гавани».

Одной из таких, кстати, в последнее время стала Голландия. Нидерланды в традиционном смысле, конечно, не являются офшором, объясняет Хейфец. Но при этом налоговая система страны привлекает бизнесменов со всего мира большими возможностями в сфере соглашений об избежании двойного налогообложения. У бизнеса, который хочет минимизировать свои платежи, есть возможность использовать нулевые или близкие к этому порогу ставки налогов на дивиденды, роялти от интеллектуальной собственности, проценты по кредитам. Низкими ставками налогов заманивает Люксембург. Еще одной страной, в которую традиционно перетекают деньги из других государств, является Швейцария.

В последнее время в России было сразу несколько инициатив, направленных на вывод бизнеса из офшоров. Так, например, депутаты Госдумы предлагают не допускать компании, среди учредителей которых прослеживаются следы офшоров к госзаказам и в целом к бюджету. Глава Счетной палаты Сергей Степашин весной этого года говорил об идее ввести налог на операции с «налоговыми гаванями». По его словам, за счет этой меры бюджет может получить около 46 миллиардов долларов (1,2 триллиона рублей) в год. Правда, министр финансов Антон Силуанов высказывал тогда опасения, что такой налог можно будет обойти. Конечный бенефициар, который будет находиться в офшоре, может осуществить транзакцию через другую неофшорную страну, пояснял министр финансов (rg.ru).