Зона свободной торговли ЕС и США

Власти Евросоюза и США начали переговоры по поводу заключения соглашения о зоне свободной торговли на трансатлантическом пространстве. Несомненно, если оно увидит свет, такой шаг станет наиболее значимой подобной сделкой в сфере торговли.

Предпосылки

Еще несколько лет назад возможность заключения подобного соглашения между ЕС и США была туманной, и ни одна из сторон не планирована подобным образом изменить геополитическую картину мира. В особенности, это проявилось с приходом к власти Барака Обамы, чья политика, главным образом, была направлена на укрепление экономических отношений в Азиатско-тихоокеанском регионе. Более того, ранние годы его правления характеризуются «недоверием» к свободной торговле, что нашло отражение, в частности, и в законодательстве, в которое были включены положения о программе «Покупайте американское», которая к слову сказать, критиковалась со стороны множества представителей иностранных государств.

Вопрос значимости трансатлантической торговли обсуждается с апреля 2007 года, впервые он был поднят во время проведения форума Трансатлантического экономического совета. Однако заключение трансатлантического соглашения о свободной торговле только совсем недавно стало предметом серьезных обсуждений представителями обеих сторон.

В ноябре 2011 года состоялся саммит США-ЕС, на котором была создана рабочая группа для поиска путей улучшения хозяйственных связей между США и ЕС с целью создания новых рабочих мест и стимулирования экономического роста.

По результатам проведенной работы в июне 2012 года рабочая группа пришла к очевидному выводу, что соглашение о трансатлантической торговле и инвестировании положительно сказалось бы на экономике обеих сторон. В соответствующем отчете содержались рекомендации по поэтапной ликвидации таможенных тарифов в короткие сроки.

Данные положения были, по сути, продублированы в окончательном отчете рабочей группы в феврале 2013 года.

В том же месяце Барак Обама выступил с докладом «О положении страны», и тема трансатлантического партнёрства по торговле и инвестициям стала одним из ключевых вопросов:

«Чтобы расширить американский экспорт, создать новые рабочие места и обеспечить равные условия на растущих азиатских рынках, мы намерены завершить переговоры о Транстихоокеанском партнерстве. И сегодня я объявляю, что мы начинаем переговоры о всестороннем Трансатлантическом торговом и инвестиционном партнерстве с Европейским союзом, поскольку свободная и честная торговля через Атлантику поддерживает миллионы хорошо оплачиваемых рабочих мест для американцев.»

На следующий же день увидели свет рекомендации рабочей группы относительно того, что каждая из сторон должна в кратчайший возможный срок принять формальные меры, необходимые для начала переговоров по вопросу Трансатлантического партнерства по торговле и инвестициям; представители США и ЕС сразу же им последовали.

Об официальном старте переговоров было объявлено Бараком Обамой, председателем Европейской Комиссии Жозе Мануэлом Баррозу, Председателем Европейского Совета Херманом Ван Ромпёйем и премьер-министром Великобритании Дэвидом Кэмероном во время проведения Саммита большой восьмерки 17 июня 2013 года.

Трансатлантическая торговля в цифрах

Торговый оборот между ЕС и США имеет впечатляющие размеры, а торговые отношения между двумя державами являются крупнейшими в мире; потоки товаров и услуг были оценены в 2,7 млрд долл. США в день в 2012 году, а трансатлантические инвестиции отвечали за 6,8 млн рабочих мест в 2010 году.

В прошлом году американский экспорт в ЕС составил 21% от всего американского экспорта товаров и услуг, а американский импорт из ЕС — 19%. США купили 17% товаров ЕС на экспорт и 25% услуг ЕС на экспорт, и поставили 11% товаров ЕС на импорт и 31% услуг ЕС на импорт.

Торговый дефицит товаров США с ЕС составлял 115,7 млрд долл. США в 2012 году, что на 15,9% больше по сравнению с показателями 2011 года. Американский экспорт товаров в 2012 году достиг отметки в 265,1 млрд долл. США, что на 1,2% ниже, чем в 2011 году, но на 57% выше, чем в 2000 году. Соответствующий американский импорт из ЕС составил 380,8 млрд долл. США, на 3,4% выше, чем в 2011 году, и на 67%, чем в 2000 году.

США оказались в профиците по торговле услугами частного сектора с ЕС, который оценивается в 55,4 млрд долл. США в 2012 году, на 6,5% выше по сравнению с показателями 2011 года.

Американский экспорт частных коммерческих услуг (т. е. за исключением военного и правительственного сектора) в ЕС оценивался в 194 млрд долл. США в 2012 году, на 2,8% выше, чем в 2011 году, и на 108% выше, чем в 2000 году.

Объем продаж услуг в ЕС большинством филиалов США составил 499 млрд долл. США в 2010 году, а объем продаж услуг в США большинством филиалов ЕС — 382 млрд долл. США. Внутрифирменный торговый оборот составляет более половины объема торговли США с Евросоюзом.

Американский экспорт сельскохозяйственной продукции в страны Евросоюза составил 9,9 млрд долл. США в 2012 году, а государства, входящие в Евросоюз, заняли пятое место среди рынков сельскохозяйственного экспорта для США. К лидерам отрасли относятся: древесные орехи (1,7 млрд долл. США), соевые бобы (1,5 млрд долл. США), переработанные фрукты и овощи (514,9 млн долл. США), вино и пиво (492,4 млн долл. США).

Объем американского импорта сельскохозяйственной продукции из стран Евросоюза составил 16,6 млрд долл. США в 2012 году, а страны ЕС стали вторым (уступив Канаде) поставщиком сельскохозяйственного импорта в США. В первую очередь, импортируются: вино и пиво (5,0 млрд долл. США), эфирные масла (1,9 млрд долл. США), снэки (1,1 млрд. долл. США), переработанные фрукты и овощи (934 млн долл. мСША).

На американских и европейских инвесторов приходится 3,7 трлн долл. США в прямых инвестициях в экономики в 2011 году. Американские прямые иностранные инвестиции в страны Евросоюза относятся к небанковским холдинговым компаниям, финансам / страхованию и производственному сектору. А прямые иностранные инвестиции Евросоюза в США затрагивают такие секторы, как производство, финансы /страхование, оптовая торговля и информационный сектор.

К странам, входящим в ЕС, которые осуществляют крупнейшие инвестиции в экономику США, относятся Великобритания, Нидерланды, Германия и Франция.

Трансатлантическое партнерство: цели создания

Действующие трансатлантические барьеры сравнительно невысокие, в среднем они составляют 5,2% для ЕС и 3,5% для США. Но, учитывая торговые обороты между ЕС и США, подлежащие уплате сборы являются ощутимыми. Поэтому цель соглашения заключается в максимальном устранении всех сборов по трансатлантической торговле промышленной и сельскохозяйственной продукцией с некоторыми оговорками.

Кроме того, обе стороны намерены расширять спектры своих услуг, в частности, речь идет об освоении новых рынков, в частности, рынка транспорта.

Создание подобного партнерства также направленно на обеспечение либерализации и защиты инвестиций и открытие доступа к рынкам закупок на всех уровнях на недискриминационной основе. Следует отметить, что европейские компании, деятельность которых зависит от государственных закупок, составляют 25% ВВП и предоставляют 31 млн рабочих мест.

Однако ожидается, что трансатлантическое партнерство не только будет способствовать ликвидации тарифов и открытию рынков инвестиций, услуг и госзакупок. Акцент также будет сделан на гармонизации правил и технических стандартов, к примеру, различных стандартов безопасности и экологических стандартов для автомобилей, которые на сегодняшний день образуют наиболее существенный барьер для трансатлантической торговли. Результаты соответствующих исследований показали, что подобное дополнительное бремя, основанное на различиях в регулировании, приравнивается более чем к 10%, а то и к 20% для отдельных секторов.

Обе стороны намерены вести переговоры по санитарным и фитосанитарным стандартам, а также по другим техническим торговым барьерам. Будет разработана регулятивная сочетаемость в определенных секторах, как то: химический, автомобильный, фармацевтический секторы.

Помимо прочего, соглашением будут урегулированы и другие вопросы, выходящие за рамки двусторонних торговых отношений: интеллектуальная собственность, деятельность различных видов предприятий и прозрачность.

По словам Европейской Комиссии, благодаря подобному соглашению среднестатистическая семья из четырех человек, проживающая в ЕС, получит прибавку к своему доходу в размере 545 евро, что приведет к внесению 0,5% в мировой ВВП.

А согласно независимому исследованию Научно-исследовательского центра экономической политики трансатлантическое партнерство по торговле и инвестициям будет ежегодно пополнять экономику ЕС на 119 млрд евро.

Первый этап переговоров

Следует признать, что начало переговоров по такому важному партнерству выпало на не совсем удачное время. Дело Эдварда Сноудена, в результате которого выяснилось, что американские спецслужбы следили за информационными коммуникациями между гражданами многих государств по всему миру, грозило затормозить процесс его создания и заключения соответствующего соглашения.

К счастью, переговоры были сфокусированы на начатой работе и были признаны, по оценкам специалистов, продуктивными.

По мнению Игнасио Гарсия Берсеро, ведущего переговоры со стороны Евросоюза, «главная цель переговоров была достигнута: нам удалось обсудить все запланированные вопросы. Впереди второй этап брюссельских переговоров, запланированный на октябрь.»

Потенциальные трудности

Пока всё идет неплохо. Но все же переговоры находятся на ранней стадии, и могут возникнуть множество факторов, которые смогут негативно сказаться на их проведении.

Многие представители обеих партий США поддержали инициативу Администрации начать подобные переговоры. К примеру, сенатор Макс Бокус, демократ, возглавляющий Финансовый комитет Сената, рассматривающий вопросы, связанные с налоговым и торговым законодательством, отметил, что «Соглашение о свободной торговле между США и ЕС, однозначно, приведет к экономическому росту на обеих сторонах Атлантики».

По мнению Дэйва Кэпма, представителя Республиканской партии, подобное соглашение с Евросоюзом создаст большое количество хорошо оплачиваемых рабочих мест для американцев. «Переговоры будут нелегкими, но речь идет о создании новых возможностей для продажи наших товаров и услуг в ЕС.»

В то же время отмечается, что существуют «давние барьеры для свободной и честной торговли, которые трудно устранить.»

Речь шла о приоритетных направлениях по отношению к процессу переговоров: доступ к американскому сельскохозяйственному экспорту, как то:

  • говядина или свинина;
  • защита интеллектуальной собственности;
  • доступ к экспорту американских услуг;
  • соблюдение требований закона;
  • и механизм разрешения споров.

Решающее значение для успешных переговоров и ратификации соглашения с американской стороны мог бы иметь пересмотр закона о Полномочии по содействию торговле. Данный нормативно-правовой акт, утративший силу 1 июля 2007 года, лишает Конгресс права на изменение или обструкцию торговых соглашений, Конгрессу разрешается проголосовать только за торговую сделку или против нее. Американские законодатели, в том числе и Макс Бокус, полагают, что только с обновлением указанного закона переговоры по трансатлантическому соглашению пройдут успешно. Но, к сожалению, обновление закона существует только в теории, пока на законодательном уровне никаких мер принято не было.

Кроме того, и с европейской стороны обсуждение и ратификация рассматриваемого соглашения могут быть затруднены.

Утверждение поручения о проведении переговоров Европейской Комиссии пришло от совета министров достаточно быстро, предполагалось, что Государства-члены ЕС поддерживают в целом идею трансатлантического партнерства. Тем не менее, каждая из 27 стран, входящих в Совет, борется за свои интересы. Франция, например, в последнее время много высказывалась по вопросу о торговле. Министр промышленности Франции Арно Монбур высказался против недавнего Соглашения о свободной торговле между Южной Кореей и ЕС, по его мнению, оно позволяет корейским производителям устраивать демпинг на автомобили на европейском рынке. Президент Франции Франсуа Олланд повторил слова Барака Обамы, призвав к честной, а не к свободной торговле.

Европейский парламент, несмотря на то, что он является только консультативным органом, также имеет свое веское слово при заключении сделки по трансатлантической торговле. Данный институт отражает широкий спектр политических взглядов и национальных интересов в 27 государствах-членах, и ожидается, что левые, в частности, с их традиционно тесными связями с профсоюзами во многих странах, будут бороться с любой сделкой, которая не обеспечивает рабочие места для европейцев.

Кроме того, следует ожидать публичной критики в адрес ЕС и США с точки зрения их различий в системах права.

* * *

Что ж, обе стороны полны энтузиазма заключить трансатлантическое соглашение и создать соответствующее партнерство, что благоприятно скажется на экономическом климате. С другой стороны, пока разрешатся формальные затруднения, переговоры могут растянуться на месяцы, а то и на годы. Все же интересно, что выйдет из данной сделки, которая должна изменить геополитическую картину мира.

Статья подготовлена по материалам, представленным на http://thephilanews.com/, http://www.tax-news.com.