Налоговый учет просроченной дебиторской задолженности

Расчетные операции являются одним из важнейших разделов организации учета и налогообложения любого предприятия. Расчеты с контрагентами в первую очередь осуществляются на основании гражданско-правовых договоров в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (ГК РФ). В связи с этим актуальны вопросы оформления правовых отношений в предпринимательской деятельности. На практике возможны ситуации нарушения партнерами условий оплаты договоров, что, в свою очередь, влечет образование в учете просроченных долгов. Целесообразность разработки указанной темы заключается в том, что в зависимости от условий расчетных операций, формирования резервов и дальнейшей учетной работы с партнером сумма доходов и налоговых обязательств будет различной, что необходимо учитывать при выборе оптимальной схемы налогообложения.
Согласно ст. 266 гл. 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) безнадежными признаются те долги перед организацией, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения на основании акта государственного органа или ликвидации организации.
Срок исковой давности установлен ст. 196 ГК РФ и в общем случае составляет 3 года.
По отношению к учету дебиторской просроченной задолженности для ее признания необходимо оформить:
— договор, в котором указана дата срока платежа;
— отгрузочные документы или акты приемки оказанных услуг;
— акт инвентаризации дебиторской задолженности на конец отчетного (налогового) периода, свидетельствующий о том, что на момент списания указанная задолженность не погашена;
— приказ руководителя о списании дебиторской задолженности в качестве безнадежного долга.
В налоговом учете в целях исчисления налога на прибыль суммы списанных долгов признаются внереализационными расходами. Такой расход признается в полной сумме дебиторской задолженности, т.е. с суммой НДС.
Пунктом 1 ст. 272 НК РФ установлено, что при методе начисления расходы, принимаемые для целей налогообложения прибыли, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты.
Таким образом, датой отнесения дебиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности на внереализационные расходы будет дата истечения срока исковой давности.
Следует иметь в виду, что организация совершит налоговую ошибку, если признает сумму внереализационных расходов в сумме просроченной дебиторской задолженности не в периоде истечения срока исковой давности, а в более поздних отчетных налоговых периодах. Просроченная дебиторская задолженность относится к расходам того периода, в котором истек срок исковой давности. Положения НК РФ не оставляют налогоплательщику права произвольно выбирать период признания такого расхода.
Важным моментом является следующее: частичное погашение задолженности, составление акта выверки взаиморасчетов, признание долга должником влекут перерыв в сроке исковой давности (ст. 203 ГК РФ). После перерыва течение срока исковой давности начинается заново. Время, истекшее до перерыва, не засчитывается в новый срок, поэтому срок исковой давности считается заново.
Если срок исковой давности истек, то безнадежный долг можно списывать независимо от того, принимала организация какие-либо меры, чтобы его взыскать, или нет. Арбитражная практика свидетельствует о том, что организация может учесть в расходах безнадежные долги с истекшим сроком исковой давности, даже если она:
— не истребовала задолженность у должника (Постановления ФАС Московского округа от 22.04.2010 N КА-А40/3571-10, ФАС Поволжского округа от 20.01.2011 N А72-2931/2010, ФАС Западно-Сибирского округа от 07.04.2010 N А03-5968/2009);
— не обратилась с соответствующими требованиями в арбитражный суд.
На практике создание резерва по сомнительным долгам является легальным способом налоговой оптимизации при условии наличия просроченной дебиторской задолженности. Благодаря созданию такого резерва организация получает отсрочку по уплате налога на прибыль, что позволяет сэкономить оборотные средства, поскольку с суммы сомнительного долга налог на прибыль уплачивается только тогда, когда покупатель полностью рассчитывается за поставленную продукцию (п. 7 ст. 250 НК РФ).
Резерв по сомнительным долгам может быть использован организацией лишь на покрытие убытков от безнадежных долгов, признанных таковыми в порядке, установленном п. 4 ст. 266 НК РФ.
Следовательно, когда сомнительные долги переходят в разряд безнадежных, они учитываются в счет резерва, а не признаются убытками на основании пп. 2 п. 2 ст. 265 НК РФ.
По отношению к учету кредиторской просроченной задолженности для ее признания необходимо оформить:
— договор, в котором указана дата срока платежа;
— отгрузочные документы или акты приемки оказанных услуг.
При этом в учете должны быть оформлены акт инвентаризации кредиторской задолженности на конец отчетного (налогового) периода, свидетельствующий о том, что на момент списания указанная задолженность не погашена, и приказ руководителя о списании кредиторской задолженности в качестве безнадежного долга.
Формально для списания просроченной кредиторской задолженности в учете и включения ее в облагаемый доход требуется соответствующий приказ руководителя компании. Случается, что организация его не составляет. При этом налогоплательщик руководствуется Постановлением Президиума ВАС РФ от 15.07.2008 N 3596/08. В нем указано, что если нет приказа, то нет и оснований для доначисления налога на прибыль.
Однако судебные органы трактуют такое поведение как бездействие налогоплательщика и выносят решения о том, что указанные действия не являются основанием для невключения кредиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности в состав доходов. Подтверждением такого подхода является Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 29.07.2009 N Ф04-3773/2009(9432-А45-15), Ф04-3773/2009(11692-А45-15). Судьи отклонили ссылку общества на упомянутое Постановление Президиума ВАС РФ N 3596/08 как неприменимую. Они посчитали, что налогоплательщик, не издавая приказа о списании задолженности в установленные законом сроки, стремился получить необоснованную налоговую выгоду.
При учете просроченной кредиторской задолженности следует вспомнить положения о продлении срока исковой давности при учете просроченной дебиторской задолженности. Так, если должник признает долг, то срок исковой давности автоматически начинает отсчитываться заново с момента признания долга. Организация-должник, например, может издать приказ о том, что она признает долг, следовательно, кредиторская задолженность из разряда просроченной переходит в текущую. Пользоваться такими уловками следует осторожно, свою позицию, возможно, придется отстаивать в суде, так как организация в одностороннем порядке оформляет документы, на основании которых срок исковой давности продлевается еще на 3 года.
В налоговом учете просроченная кредиторская задолженность с истекшим сроком давности включается в состав внереализационных доходов (п. 18 ст. 250 НК РФ). Доходы признаются в том отчетном периоде, в котором истек срок исковой давности. Оснований для вычета по НДС в данном случае ст. 171 НК РФ не предусмотрено, так что НДС, начисленный на просроченную задолженность, следует включать в состав доходов.

Расчетные операции являются одним из важнейших разделов организации учета и налогообложения любого предприятия. Расчеты с контрагентами в первую очередь осуществляются на основании гражданско-правовых договоров в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (ГК РФ). В связи с этим актуальны вопросы оформления правовых отношений в предпринимательской деятельности. На практике возможны ситуации нарушения партнерами условий оплаты договоров, что, в свою очередь, влечет образование в учете просроченных долгов. Целесообразность разработки указанной темы заключается в том, что в зависимости от условий расчетных операций, формирования резервов и дальнейшей учетной работы с партнером сумма доходов и налоговых обязательств будет различной, что необходимо учитывать при выборе оптимальной схемы налогообложения.Согласно ст. 266 гл. 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) безнадежными признаются те долги перед организацией, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения на основании акта государственного органа или ликвидации организации.Срок исковой давности установлен ст. 196 ГК РФ и в общем случае составляет 3 года.По отношению к учету дебиторской просроченной задолженности для ее признания необходимо оформить:- договор, в котором указана дата срока платежа;- отгрузочные документы или акты приемки оказанных услуг;- акт инвентаризации дебиторской задолженности на конец отчетного (налогового) периода, свидетельствующий о том, что на момент списания указанная задолженность не погашена;- приказ руководителя о списании дебиторской задолженности в качестве безнадежного долга.В налоговом учете в целях исчисления налога на прибыль суммы списанных долгов признаются внереализационными расходами. Такой расход признается в полной сумме дебиторской задолженности, т.е. с суммой НДС.Пунктом 1 ст. 272 НК РФ установлено, что при методе начисления расходы, принимаемые для целей налогообложения прибыли, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты.Таким образом, датой отнесения дебиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности на внереализационные расходы будет дата истечения срока исковой давности.Следует иметь в виду, что организация совершит налоговую ошибку, если признает сумму внереализационных расходов в сумме просроченной дебиторской задолженности не в периоде истечения срока исковой давности, а в более поздних отчетных налоговых периодах. Просроченная дебиторская задолженность относится к расходам того периода, в котором истек срок исковой давности. Положения НК РФ не оставляют налогоплательщику права произвольно выбирать период признания такого расхода.Важным моментом является следующее: частичное погашение задолженности, составление акта выверки взаиморасчетов, признание долга должником влекут перерыв в сроке исковой давности (ст. 203 ГК РФ). После перерыва течение срока исковой давности начинается заново. Время, истекшее до перерыва, не засчитывается в новый срок, поэтому срок исковой давности считается заново.Если срок исковой давности истек, то безнадежный долг можно списывать независимо от того, принимала организация какие-либо меры, чтобы его взыскать, или нет. Арбитражная практика свидетельствует о том, что организация может учесть в расходах безнадежные долги с истекшим сроком исковой давности, даже если она:- не истребовала задолженность у должника (Постановления ФАС Московского округа от 22.04.2010 N КА-А40/3571-10, ФАС Поволжского округа от 20.01.2011 N А72-2931/2010, ФАС Западно-Сибирского округа от 07.04.2010 N А03-5968/2009);- не обратилась с соответствующими требованиями в арбитражный суд.На практике создание резерва по сомнительным долгам является легальным способом налоговой оптимизации при условии наличия просроченной дебиторской задолженности. Благодаря созданию такого резерва организация получает отсрочку по уплате налога на прибыль, что позволяет сэкономить оборотные средства, поскольку с суммы сомнительного долга налог на прибыль уплачивается только тогда, когда покупатель полностью рассчитывается за поставленную продукцию (п. 7 ст. 250 НК РФ).Резерв по сомнительным долгам может быть использован организацией лишь на покрытие убытков от безнадежных долгов, признанных таковыми в порядке, установленном п. 4 ст. 266 НК РФ.Следовательно, когда сомнительные долги переходят в разряд безнадежных, они учитываются в счет резерва, а не признаются убытками на основании пп. 2 п. 2 ст. 265 НК РФ.По отношению к учету кредиторской просроченной задолженности для ее признания необходимо оформить:- договор, в котором указана дата срока платежа;- отгрузочные документы или акты приемки оказанных услуг.При этом в учете должны быть оформлены акт инвентаризации кредиторской задолженности на конец отчетного (налогового) периода, свидетельствующий о том, что на момент списания указанная задолженность не погашена, и приказ руководителя о списании кредиторской задолженности в качестве безнадежного долга.Формально для списания просроченной кредиторской задолженности в учете и включения ее в облагаемый доход требуется соответствующий приказ руководителя компании. Случается, что организация его не составляет. При этом налогоплательщик руководствуется Постановлением Президиума ВАС РФ от 15.07.2008 N 3596/08. В нем указано, что если нет приказа, то нет и оснований для доначисления налога на прибыль.Однако судебные органы трактуют такое поведение как бездействие налогоплательщика и выносят решения о том, что указанные действия не являются основанием для невключения кредиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности в состав доходов. Подтверждением такого подхода является Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 29.07.2009 N Ф04-3773/2009(9432-А45-15), Ф04-3773/2009(11692-А45-15). Судьи отклонили ссылку общества на упомянутое Постановление Президиума ВАС РФ N 3596/08 как неприменимую. Они посчитали, что налогоплательщик, не издавая приказа о списании задолженности в установленные законом сроки, стремился получить необоснованную налоговую выгоду.При учете просроченной кредиторской задолженности следует вспомнить положения о продлении срока исковой давности при учете просроченной дебиторской задолженности. Так, если должник признает долг, то срок исковой давности автоматически начинает отсчитываться заново с момента признания долга. Организация-должник, например, может издать приказ о том, что она признает долг, следовательно, кредиторская задолженность из разряда просроченной переходит в текущую. Пользоваться такими уловками следует осторожно, свою позицию, возможно, придется отстаивать в суде, так как организация в одностороннем порядке оформляет документы, на основании которых срок исковой давности продлевается еще на 3 года.В налоговом учете просроченная кредиторская задолженность с истекшим сроком давности включается в состав внереализационных доходов (п. 18 ст. 250 НК РФ). Доходы признаются в том отчетном периоде, в котором истек срок исковой давности. Оснований для вычета по НДС в данном случае ст. 171 НК РФ не предусмотрено, так что НДС, начисленный на просроченную задолженность, следует включать в состав доходов.

Лебедева Е.С. Особенности налогового учета просроченной дебиторской и кредиторской задолженности // Бухгалтер и закон. 2012. N 5. С. 14 — 16.