Закрывать ИП или нет?

Вопреки многократным обещаниям чиновников улучшить бизнес-среду для предпринимателей, оказывать всестороннюю поддержку малому бизнесу законодатели «душат» предпринимательскую инициативу.

С 1 января 2013 года вступил в силу закон 243-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам обязательного пенсионного страхования», который в два раза увеличивает минимальный обязательный объем налоговых и страховых отчислений для индивидуальных предпринимателей — до 36 тыс. рублей в год.

Последствия данного нововведения уже ощутил на себе не только бизнес, но и сами чиновники. Не прошло и месяца с начала года, как в налоговых инспекциях по всей стране образовались очереди из ИЧП, желающих закрыть свой месяц.

Так, например, по данным Единого регистрационного центра налоговой службы Калининграда, за последние полтора месяца закрыть свое малое предприятие пришло около 2 тыс. индивидуальных предпринимателей.

И.о. начальника Межрайонной инспекции ФНС России №1 по Калининградской области Татьяна Луговская заявила, что также наблюдается спад подачи заявлений на начало предпринимательской деятельности. «Если в начале декабря 2012 года нами было зарегистрировано 160 новых предпринимателей, то в январе 2013 года всего 80», — уточнила Луговская.

В Краснодарском крае в декабре прошлого года 3,5 тыс. предпринимателей снялись с учета из-за роста налогов, доложил на днях депутат Сергей Штогринпремьеру Дмитрию Медведеву и попросил снизить налог, но пока никаких действий со стороны властей не последовало.

Масштаб проблемы обрисовали в Ассоциации прямых продаж, в компаниях-членах которой работает 4 млн дистрибьютеров — индивидуальных предпринимателей. «Мы прогнозируем более чем трехкратное сокращение наших дистрибьютеров и бизнеса соответственно, если налог не изменят», — утверждает генеральный директор компании «Мэри Кэй» Алла Соколова. По ее словам, проблема также в том, что рост налогов приведет к росту теневого бизнеса, с которым оставшимся «белым» предпринимателям конкурировать будет очень сложно.

Индивидуальные предприниматели — люди не богатые. Таковыми часто становятся студенты, матери с малолетними детьми, пенсионеры, для которых своя работа с гибким графиком — практически единственная возможность прокормить себя и своих близких. В среднем по России их доходы не превышают 6-10 тыс. рублей в месяц. «Для таких людей уровень налоговой нагрузки обесценивает их бизнес. Получается, что он может достигать 50%, а то и 60% от дохода, что чрезвычайно много», — говорит президент Ассоциации прямых продаж Тамара Шокарева. По ее подсчетам, в прямых продажах 50% дистрибьютеров зарабатывает не более 100 тыс. рублей в год.

Эксперты также предупреждают о вредности увеличенного налога и для самого государства. Во-первых, сокращение числа предпринимателей приведет к снижению доходов госказны, особенно региональных бюджетов. Во-вторых, предприниматели, оставшиеся без работы, теперь устроятся на биржу, где будут получать пособия из бюджета.

В Ассоциации прямых продаж просят правительство установить зависимость размера налоговых отчислений от размера дохода, что оказалось бы справедливым и необременительным для бизнеса. В отношении страховых отчислений предлагается установить для ИЧП налог в размере 6% от доходов (http://expert.ru).