Льготы для Дальнего Востока

Министерство финансов вместе с Минэкономразвития выработало ряд критериев, определяющих возможность получения налоговых льгот в рамках программы развития Дальнего Востока и Байкальского региона (всего 12 субъектов РФ).

Из доклада министра финансов Антон Силуанова премьеру Дмитрию Медведеву (есть у «Известий») следует, что льготы будут давать только новым инвестиционным проектам, создающим не менее чем 100 рабочих мест и с объемом вложений не менее 400 млн рублей. Эта цифра на 100 млн рублей ниже суммы, озвученной президентом Владимиром Путиным 29 ноября на заседании президиума Госсовета по вопросам развития Забайкалья и Дальнего Востока.

Еще одно обязательное условие — проект должен иметь в собственности или долгосрочной аренде земельный участок, на котором будет строиться промышленный объект, и соответствующее разрешение на стройку. Кроме того, проект должен соответствовать другим требованиям, аналогичным предъявляемым к инвестпроектам резидентов особой экономической зоны в Калининградской области. Например, у предприятия не должно быть филиалов за пределами калининградской ОЭЗ.

Тем компаниям, которые удовлетворят этим требованиям, федеральную составляющую налога на прибыль — 2% — обнулят на срок до 20 лет. Региональную составляющую налога — 18% — при этом снизят или обнулят (на усмотрение властей субъектов РФ) на первые 10 лет с постепенным повышением в следующее десятилетие. Послабления предполагается сопровождать усиленным контролем для предотвращения возможных финансовых махинаций, говорится в письме Силуанова.

По словам источника в кабинете министров, предложенные Минфином меры одобрил департамент экономики и финансов правительства. При этом Минэкономразвития предлагает на пять лет освободить вновь создаваемые предприятия и высокотехнологичные стартапы региона от налога на имущество и земельного налога.

В Федеральной налоговой службе, хотя и не стали делиться своим мнением о реформе, сообщили, что к переменам готовы.

— Что нам в Минфине скажут, то мы и выполняем, — заявили в ФНС. — Обсуждать и комментировать решения Минфина мы не можем.

Как отметил в разговоре с «Известиями» директор департамента стратегического анализа консалтинговой компании ФБК Игорь Николаев, эти предложения для бизнеса выгодны на фоне общего роста налоговой нагрузки в стране.

— Решение ориентировано на крупный бизнес, на компании, способные привлечь действительно большие инвестиции, — говорит эксперт. — Но в случае успешной реализации планку требований можно будет и несколько снизить. Пакет мер, действительно, следует дополнить решениями по налогу на имущество. Еще одним недостатком, пожалуй, является то, что эти льготы обезличены по отношению к тому, что в конце концов будет производиться. То есть результат, конечно, будет — но будет ли это именно тот инновационный продукт, ради которого все затевается? Так что надо конкретизировать адресацию льгот. Что касается махинаций со стороны бизнеса, то всплеска не стоит ждать, а попытки, несомненно, будут. Наверняка окажется, что критерии, определяющие целевую группу получателей льгот, не такие жесткие и однозначные, как это представляется сейчас.

Председатель попечительского совета «Опоры России» Сергей Борисов отмечает, что положительный эффект от налоговых льгот будет только в том случае, если создать благоприятный инвестиционный климат.

— То есть если не будет всевозможных поборов от местных органов власти, если будут нормальные расценки на подключение к коммуникациям, электрическим сетям. У нас эту сторону проблемы часто упускают из виду, — говорит Борисов. — Если все это будет, то крупный бизнес непременно придет в этот регион, а косвенно эффект от этого ощутит и малый бизнес. Крупные компании часто привлекают местных предпринимателей при организации новых предприятий. Если же этот первый шаг будет дополнен другими, это будет очень хорошим предложением.

По мнению экономиста Михаила Делягина, все обстоит не так радужно.

— Это хорошо, что даже уже и Минфин понял, что при дальнейшем продолжении нынешней политики Дальний Восток будет оставаться в составе России чисто картографически. Но и предложенного недостаточно, — заявил Делягин. — 400 млн рублей — это примерно $13 млн. Под проект с нуля, учитывая риски, существующие на Дальнем Востоке, и те преференции, которые сейчас предоставляет Китай, я думаю, что человек (или компания), который захочет начать новое дело и имеет такие деньги, выберет, безусловно, Китай, а не российский Дальний Восток. Ведь главная проблема у нас отнюдь не налоговая. У нас налоги низкие, только взятки высокие, и в отличие от всего мира даже взятки взимаются в режиме беспредела. Даже не говоря о силовых методах — например, к людям обращаются и говорят: «Вы знаете, у нас план. Поэтому мы спишем с вашего счета деньги, а если вы считаете, что мы не правы, то идите в суд и доказывайте там до второго пришествия, что вы не верблюд».

По словам источника в правительстве, министерства должны внести в правительство законопроект о налоговых льготах для дальневосточных и байкальских предприятий до конца января 2013 года (izvestia.ru)