А судьи кто?

Можно ли обосновать нарушения, совершенные судьями, заботой о гражданах?
Квалификационная коллегия судей Москвы вчера дала оценку работе четырех судей Савеловского районного суда, уличенных недавней проверкой в массовых нарушениях при проведении процессов о признании прав собственности инвесторов на оплаченное ими жилье в новостройках. Нарушители, признав допущенные процедурные ошибки, объяснили, что не имели корыстной заинтересованности в исходе дел, а просто торопились защитить интересы граждан — фактических собственников квартир. В итоге судьи, можно сказать, отделались испугом — им объявили предупреждения, а председателю районного суда и вовсе «поставили на вид».

Вызванной первой судье Татьяне Адамовой, как и другим трем судьям-нарушителям, члены квалификационной коллегии предъявили стандартные претензии.

По данным проведенной проверки, госпожа Адамова относилась к процессам о признании права собственности на объекты недвижимости формально: она назначала на одно и то же время рассмотрение сразу нескольких дел, не указывала в протоколах время начала и окончания процессов, «забывала» получить госпошлину за судебное разбирательство. В работу она принимала не подписанные заявителями заявления, а самих истцов на ее процессах зачастую представляли те же люди, которые одновременно отстаивали интересы ответчиков по делу. Особую озабоченность проверяющих вызвало регулярное присутствие на процессах о признании права собственности некоей Полины Струтулат — эта дама, как было установлено, раньше работала секретарем Савеловского суда, а уволившись оттуда, стала представлять интересы истцов и ответчиков на гражданских процессах.

Отвечая на поставленные вопросы, госпожа Адамова сказала, что признает большинство из предъявленных ей претензий, объяснив, впрочем, свои недоработки исключительно заботой о гражданах-инвесторах. Как рассказала судья, за 2009-2010 годы ей, как и другим судьям-цивилистам, пришлось рассмотреть около 700 абсолютно однотипных исков о признании права собственности дольщиков; процедура в итоге была отработана до мелочей и действительно поставлена на поток. По данным судьи, десяти минут вполне хватало, чтобы выполнить техническую работу по подстановке в заготовленный бланк определения фамилии истца и адреса квартиры, на которую он претендует. Тем не менее каждое решение все равно принималось отдельно и в совещательной комнате. Перепутанные во многих протоколах названия фирм-застройщиков, отсутствие на них подписей и прочее госпожа Адамова списала на спешку своего секретаря. «Однако личности участников процессов и их полномочия мы обязательно проверяли на каждом заседании»,— отметила она.

Свою подчиненную на разбирательстве поддержал председатель районного суда Давид Агамов. «С предъявленными ей претензиями я согласен, но хочу отметить, что ошибки были сделаны не по злому умыслу и не из-за наплевательского отношения к работе»,— сказал он. Ошибки подчиненной господин Агамов объяснил исключительно перегруженностью судей-цивилистов «свалившимся на суд массивом дел о признании собственности на жилье». «Живущим в области сотрудникам зачастую приходилось ночевать на работе, но это никому не интересно»,— отметил господин Агамов.

www.kommersant.ru/