Налоговый скандал в Дании

Объем операций между Данией и странами, которые датские налоговые органы считают оффшорными юрисдикциями, за последние пять лет составил около 1 триллиона датских крон (182 миллиарда долларов США).

Министерство налогов Дании начало расследование большого числа финансовых и торговых транзакций, осуществленных датскими компаниями и частными лицами с оффшорными юрисдикциями. По информации министерства только за последние пять лет суммарный объем таких транзакций превысил 1 триллион крон. Данное расследование стало частью операции датских налоговиков, получившей условное название «Денежный перевод», начало которой положил запрос налоговых органов в банки страны о предоставлении детальной информации относительно финансовых операций датских налогоплательщиков с 55 странами, которые включены налоговыми службами страны в перечень оффшорных юрисдикций (см. список ниже). Запрос вызвал незамедлительные протесты со стороны банков, что в свою очередь, вызвало интерес к происходящему у прессы и общественности, и создало ситуацию, которая сегодня многие характеризуют как крупнейший налоговый скандал в истории Дании. Только на начальной стадии расследования, налоговым органам удалось выявить 450 датских компаний единственной задачей которых являлась организация и осуществление транзита финансовых потоков через Данию между различными странами. В период с 2007 по 2009 год 85 из этих компаний осуществили таких операций на сумму в среднем 100 миллионов крон (18,2 миллиона долларов США).

Вместе с тем, ряд налоговых экспертов выступили с оценками, в которых подчеркивается факт того, что большая часть из объявленной налоговыми органами суммы приходится на вполне обоснованные и правомерные торговые операции. Йорган Хорвитц, директор ассоциации датских банкиров, приводит в пример наличие Великобритании в списке оффшорных юрисдикций, которая является одним из основных торговых партнеров Дании. При этом, именно операции с Великобританией составили более половины суммарных операций с оффшорными юрисдикциями. Такого же мнения придерживается известный датский налоговый аналитик Кристен Амби, утверждающий, что финансовые операции с партнерами в Гонконге, Швейцарии и Сингапуре, также входящими в датский список оффшорных юрисдикций, в большей части имеют правомерную обоснованность.

Тем не менее, ряд экспертов отмечает участия в финансовых операциях компаний зарегистрированных на территории Дании только с целью осуществления транзита капиталов и активов между странами с разным уровнем налогообложения или для участия в налоговых схемах, ставящих своей задачей использовать разночтений в датском налоговом законодательстве. Именно такого рода разбирательство стало первоочередным для налоговых служб в отношении операций датских компаний с партнерами на Острове Мэн и на Багамских, Каймановых и Британских Виргинских островах. Комментируя возможность использования сомнительных корпоративных структур и «спящих» компаний, Пребен Букхолц Хансен, глава отдела экономических преступлений Министерства налогов Дании, сказал: «… мы видим, что делались депозиты и снимались средства в сумме превышающие один триллион крон, я буду весьма удивлен, если все это делалось по правилам».

По расчетам Бент Грив, специалиста в области налогообложения университета Роскильд, не менее 15 миллиардов крон (2,7 миллиарда долларов США) из упомянутых 1 триллиона, пришлось на обороты, связанные с преднамеренным уклонением от уплаты налогов. По его мнению, результатом операции «Денежный перевод» и последующих неизбежных судебных процессов должно стать формирование более четких правил налогового законодательства в отношении деятельности налоговых экспертов, банкиров, бухгалтеров и юристов при операциях с оффшорными юрисдикциями.

www.taxationinfonews.ru