отмена сертификации продукции

Положа руку на сердце, скажите — верите ли вы тем сертификатам соответствия, наличием которых любят щеголять некоторые продавцы?

Я, например, нет, потому что прекрасно помню один из непреложных законов экономики: спрос рождает предложение. И если какой-либо недобросовестный предприниматель захочет этот самый сертификат купить, сразу же найдется добрый десяток продавцов, которые захотят его продать.

А если сертификаты и так можно купить на каждом углу, что мы можем приобрести, когда их официально отменят? Например, снижение цен на продукцию. Посудите сами, в ее стоимость с подложным документом так или иначе закладывается «коррупционная составляющая», а в случае ее изъятия продавец имеет возможность снизить цены и тем самым привлечь больше покупателей.

Но с другой стороны — отмена подобного документа может привести к снижению качества товаров. Которое в целом ряде случаев и так, что называется, «ниже прилавка». А что в результате? Увеличение случаев отравлений, аллергических заболеваний как реакции на некачественную косметику.

Поэтому мне кажется, что подобное послабление для бизнеса обязательно должно сопровождаться увеличением штрафов за выпуск некачественной продукции. Только тогда можно быть уверенным, что виновный будет наказан. Главное для потребителя — не узнать об этом уже на больничной койке.

В данном случае правительство весьма последовательно. Так, вице-премьер Владимир Зубков заявил, что до 1 апреля Минпромторг подготовит поправки в Административный кодекс, согласно которым штрафы за выпуск на рынок некачественной продукции увеличатся в среднем 10 раз и будут составлять от 5000 до 500 000 рублей.

Но критический взгляд на вещи сразу же позволяет мне предположить, что пропорционально штрафам вырастут и взятки контролирующим органам. Что не может не сказаться на конечной стоимости продаваемого продукта. А травиться продукцией, которая в результате правильных действий правительства стала еще дороже, — это, согласитесь, не лезет ни в какие ворота.

Нет, я действительно думаю, что меры, снижающие количество проблем у малого и среднего бизнеса, безусловно, нужны. Но они нужны в комплексе. Чтобы в итоге производитель сам не только финансово, но и морально был заинтересован в качестве своей продукции.

А то у нас получается либо кнут без пряника, либо пряник без кнута.

Функция проверок сейчас возложена на Роспотребнадзор, однако законодательная база настолько несовершенна, что позволяет полностью избавиться от некачественного товара до того момента, как придут проверять его наличие. Причина в том, что плановые проверки проводятся раз в три года, а внеплановые надо не только согласовывать с прокуратурой, но и производителя о ней заранее предупреждать. А, учитывая тот факт, что как раз последние и проводятся по факту обращений граждан, подумайте: захочет ли представитель Роспотребнадзора заниматься бумажной волокитой? Чтобы проверить, например, заявление одного-единственного покупателя насчет «плохо пахнущей колбасы»? Более чем уверен, что не захочет. Поэтому ответственность за «непроведение» проверки надо также ужесточать.

Кстати, в скором времени количество проверок будет подобным образом распространено и на крупный бизнес: на неделе Госдума в первом чтении приняла законопроект, который требует согласования с прокуратурой внеплановых выездных проверок уже для всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Так что нам надо готовиться к тому, чтобы априори верить в честность любого продавца: будь то торговец мясом на рынке или крупная торговая сеть.

На самом деле, очень хочется верить в то, что нашему малому и среднему бизнесу власть даст возможность расти и развиваться. Создавать новые рабочие места, которых так не хватает сегодня — по данным Росстата за январь, число официально зарегистрированных безработных увеличилось еще на 630 тысяч человек, достигнув цифры 6,8 миллиона человек или 9,2 процента активного населения. При этом еще порядка 1,2 миллиона трудящихся не работают полный рабочий день, а еще 120 тысяч находятся в административных отпусках.

Только в случае обоюдной заинтересованности бизнеса в государстве и государства в нем, бизнес будет семейным, когда дело передается от отца к детям, а не «однодневным», когда главной целью является быстрее заработать и уйти в тень.

Я считаю, что именно тогда и появится та самая моральная ответственность продавцов за свою продукцию. Плохое качество станет для производителя потерей лица и этот факт будет гораздо страшнее, чем сиюминутная прибыль от продажи.

Первые шаги в этом направлении уже делаются. И нам осталось только посмотреть, куда в итоге они нас приведут.

www.rg.ru