Новое в системе контроля НДС

Новое в системе контроля НДС

Пример из практики

Компания занималась перевозкой грузов и периодически привлекала поставщиков транспортных услуг, применяющих ОСН. Инспекции не понравились пять таких поставщиков, по которым проверяющие требовали представить уточненные декларации и доплатить НДС. Инспекторы утверждали, что поставщики транспортных услуг в действительности не обладают материально-технической базой для организации перевозок грузов, платят минимальные налоги и встроены в цепочку оказания услуг формально для целей получения незаконных вычетов по НДС, а сами перевозки осуществляли ИП, применяющие УСН или ЕНВД

АСК НДС-2

Большинство бизнесменов уже ощутили на себе влияние программного комплекса АСК НДС-2, позволяющего выявлять неплательщиков НДС на любом звене поставки товаров, работ или услуг (далее — ТРУ). На практике выгодоприобретателя вычетов по НДС вызывают в инспекцию и просят подать уточненную декларацию, доплатить налог за поставщика ТРУ, если АСК видит разрыв по НДС. В большинстве случаев предприниматели не имеют отношения к созданию схемы по минимизации уплаты НДС, однако чтобы не провоцировать выездную налоговую проверку, идут на уступки и осуществляют доплату.

Пример из практики

Основополагающим судебным решением, повлиявшим на формирование положений ст. 54.1 НК РФ, является дело № А40-71125/2015 о «налоговых разрывах», решение по которому ВС РФ вынес в пользу налогоплательщика. Фабула дела состояла в следующем: инспекция предъявила претензии к торговой организации по НДС и налогу на прибыль по операциям с поставщиком товара. Налоговый орган ссылался на отсутствие ресурсов у компании для осуществления поставки товара, подписание первичных документов по сделке неустановленным лицом, а также на «разрыв» в движении денежных средств от проверяемого лица до производителя товара.

В Верховном суде РФ организации удалось доказать реальность приобретения товара именно у спорного поставщика, а также использование этого товара для реализации конечным потребителям, что подтвердило разумную деловую цель сделки. Именно наличие деловой цели и исполнение обязательств лицом, являющимся стороной по договору или лицом, которому такие обязательства переданы по договору или закону, являются ключевыми условиями признания налоговой выгоды обоснованной (п. 2 ст. 54.1 НК РФ).

Определение ВС РФ от 29.11.2016 № 305-КГ16-10399 по делу № А40-71125/2015