Важные разъяснения по налогу на прибыль

Важные разъяснения по налогу на прибыль

Каждая организация, ее должностные лица, учредители должны соблюдать законодательство Российской Федерации.

Лицом, ответственным за ведение бухгалтерского учета в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», признается лицо, являющееся единоличным исполнительным органом экономического субъекта, либо лицо, ответственное за ведение дел экономического субъекта, либо управляющий, которому переданы функции единоличного исполнительного органа.

За грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности, согласно ст. 2.4 КоАП РФ административную ответственность несут лица, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций (руководители и другие работники организации).

Налоговые органы обязаны осуществлять контроль за исполнением законодательства о налогах и сборах.

Совершение налоговых правонарушений, административных правонарушений в области законодательства о налогах и сборах или налоговых преступлений влечет применение мер ответственности, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Основанием для привлечения лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах является установление факта совершения данного нарушения решением налогового органа, вступившим в силу (п. 3 ст. 108 НК РФ).

Лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке (п. 6 ст. 108 НК РФ).

Вина организации в совершении налогового правонарушения определяется в зависимости от вины ее должностных лиц либо ее представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение данного налогового правонарушения (п. 4 ст. 110 НК РФ).

Привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами Российской Федерации, а также не освобождает от обязанности уплатить (перечислить) причитающиеся суммы налога, сбора, страховых взносов и пеней.

Минфин России в Письме от 15.02.2018 N 03-02-08/9589 вернулся к выводам Конституционного Суда РФ, изложенным в Постановлении от 08.12.2017 N 39-П. В указанном Постановлении отмечается, что привлечение физического лица к гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный публично-правовому образованию, в размере подлежащих зачислению в его бюджет налогов организации-налогоплательщика, возникший в результате уголовно-противоправных действий этого физического лица, возможно лишь при исчерпании либо отсутствии правовых оснований для применения предусмотренных законодательством механизмов удовлетворения налоговых требований за счет самой организации или лиц, привлекаемых к ответственности по ее долгам в предусмотренном законом порядке.

В тех же случаях, когда судом установлено, что юридическое лицо служит лишь «прикрытием» для действий контролирующего его физического лица (то есть de facto не является самостоятельным участником экономической деятельности), не исключается возможность привлечения такого физического лица к ответственности за вред, причиненный бюджету в связи с совершением соответствующего налогового преступления, еще до наступления признаков невозможности исполнения юридическим лицом налоговых обязательств.

В связи с изложенным Минфин РФ указал следующее. Статья 31 НК РФ, рассматриваемая в системе действующего законодательства, не исключает наличия у налоговых органов правомочия по обращению в суд от имени публично-правового образования с иском к физическим лицам, которые были осуждены за совершение налоговых преступлений или в отношении которых уголовное преследование в связи с совершением таких преступлений было прекращено по нереабилитирующим основаниям, о возмещении вреда, причиненного их противоправными действиями. Указанное, по мнению Минфина РФ, соответствует требованиям Конституции РФ.

О порядке представления бух. отчетности в налоговый орган

Минфин России в Письме от 13.02.2018 N 03-02-07/1/8624 разъяснил порядок представления по итогам года бухгалтерской (финансовой) отчетности в налоговый орган.

Налогоплательщик-организация обязан представлять в ИФНС по месту своего нахождения годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность не позднее трех месяцев после окончания отчетного года, за исключением случаев, когда организация, в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», не обязана вести бухгалтерский учет или является религиозной организацией, у которой за отчетные (налоговые) периоды календарного года не возникало обязанности по уплате налогов и сборов (подп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ).

НК РФ не определяет особенности представления бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Полагаем, что бухгалтерская (финансовая) отчетность может быть представлена в налоговый орган в форме электронного документа по телекоммуникационным каналам связи и (или) на бумажном носителе. Такая отчетность на бумажном носителе может быть представлена организацией в налоговый орган непосредственно (через ее представителя) либо направлена по почте.

Рекомендуемые форматы представления в налоговые органы бухгалтерской (финансовой) отчетности в электронной форме утверждены Приказом ФНС России от 20.03.2017 N ММВ-7-6/228@.

О некоторых вопросах, возникающих у гражданина, признанного банкротом, в связи с утратой регистрации в качестве ИП

Минфин России в Письме от 19.02.2018 N 03-12-13/10142 дал ответы на вопросы о моменте, с которого утрачивает силу регистрация гражданина в качестве ИП, и о возможности повторной регистрации индивидуального предпринимателя, признанного банкротом.

Не допускается государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, если не истек год со дня принятия судом решения о признании его несостоятельным (банкротом) в связи с невозможностью удовлетворить требования кредиторов, связанные с ранее осуществляемой им предпринимательской деятельностью (п. 4 ст. 22.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон N 129-ФЗ)).

При этом с учетом правовой позиции о применении аналогичной нормы п. 2 ст. 216 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон N 127-ФЗ) в редакции, действовавшей до вступления в силу изменений, внесенных Федеральным законом от 29.06.2015 N 154-ФЗ «Об урегулировании особенностей несостоятельности (банкротства) на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 154-ФЗ), изложенной в п. 37 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2011 N 51 «О рассмотрении дел о банкротстве индивидуальных предпринимателей», при применении п. 4 ст. 22.1 Закона N 129-ФЗ следует учитывать, что повторная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя не может происходить со дня принятия судом решения о признании его несостоятельным (банкротом) в течение всего времени, пока продолжается реализация имущества такого гражданина.

Таким образом, п. 4 ст. 22.1 Закона N 129-ФЗ устанавливает ограничение для повторной регистрации индивидуального предпринимателя, признанного банкротом, со дня принятия судом решения о признании индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) до реализации имущества гражданина.

В свою очередь, п. 2 ст. 216 Закона N 127-ФЗ (в редакции Закона N 154-ФЗ) предусматривает, что индивидуальный предприниматель, признанный банкротом, не может быть зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в течение пяти лет с момента завершения процедуры реализации имущества гражданина или прекращения производства по делу о банкротстве в ходе такой процедуры.

Учитывая изложенное, положения п. 4 ст. 22.1 Закона N 129-ФЗ и п. 2 ст. 216 Закона N 127-ФЗ не вступают в противоречие друг с другом, поскольку устанавливают последовательное ограничение для повторной регистрации индивидуального предпринимателя, признанного банкротом, в качестве индивидуального предпринимателя — с момента признания индивидуального предпринимателя банкротом до завершения реализации имущества гражданина (п. 4 ст. 22.1 Закона N 129-ФЗ), а затем с момента завершения реализации имущества гражданина в течение последующих пяти лет (п. 2 ст. 216 Закона N 127-ФЗ).

Государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ (за исключением случаев, предусмотренных пп. 10 и 11 ст. 22.3 Закона N 129-ФЗ) (п. 9 ст. 22.3 Закона N 129-ФЗ).