Бизнес-модели ухода от налогов

Бизнес-модели ухода от налогов

Когда мы ведет деятельность, мы применяем бизнес-модели. Некоторые бизнес-модели позволяют завоевывать новые рынки, сократить непроизводственные расходы, наладить бизнес-процессы. Но некоторые предприниматели и компании могут использовать агрессивные бизнес-модели, которые могут приводить не только к законному снижению налогооблагаемой базы, но и к уходу от налогов.

 

Выявление бизнес-моделей в отношении уплаты НДС

 

В бизнес-моделях получения вычетов по НДС компании и предприниматели использовали фирмы-однодневки и «серый импорт». Однако с введением электронной отчетности по НДС налоговый орган может проверить не только одного контрагента, но и отследить всю цепочку контрагентов и соответственно, факт уплаты НДС. Возросла «прозрачность» НДС, и теперь налоговой службе стало намного проще отслеживать всю цепочку продукта — от производителя до конечного потребителя.

Налоговый орган может:

— сопоставлять данные счетов-фактур;

— видеть расхождения в отношении реквизитов документов, в том числе ИНН, наименования контрагента;

— неверное указание кода видов операций;

— объединение нескольких счетов-фактур в одну (например, полученных от Ростелеком, Мегафон и т.д.);

— неправильное отражение операций, совершенных с участием посредников;

— неправильное отражение корректировочных и исправительных счетов-фактур, счетов-фактур по авансовым операциям;

— некорректное указание номера заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов;

— несоответствие информации в декларации на товары с данными налогоплательщика.

Следовательно, налоговый орган без труда может выявить бизнес-модели, связанные с:

— серым импортом;

— незаконным возмещением НДС при экспорте;

— осуществлением сделок без деловой цели с использованием цепочки контрагентов.

 

 

Выявление бизнес-моделей в отношении неотражения выручки по кассе

 

Даже крупные компании, торговые сети и рестораны «грешили» использованием моделей неотражения выручки по кассе.

К одному из громких дел относится дело корчмы «Тарас Бульба». В Решении Арбитражного суда г. Москвы от 24.05.2016 по делу А40-249895/2015 суд признал правомерным доначисление налогов сети ресторанов «Тарас Бульба». Доначисления налога, пени и штрафа, в совокупности достигающие 1 млрд руб. по указанным проверкам, обусловлены установленными в ходе мероприятий налогового контроля фактами сокрытия ресторанами сети «Корчма Тарас Бульба» реальных сведений о доходах (выручке).

Но в настоящее время налоговики приняли меры для борьбы с подобными бизнес-моделями, когда не вся выручка отражалась по кассе.

Теперь с 1 февраля 2017 года для целого ряда категорий предпринимателей и компаний обязательными стали онлайн-кассы, которые позволяют помимо прочего отслеживать выручку, проходящую по кассе. Эксперимент по применению новой технологии проходил с 1 августа 2014 года по 1 февраля 2015 года в четырех регионах РФ: Москве, Московской и Калужской областях и Татарстане. Кроме того, аналогичный опыт есть и в других странах.

Применение новой ККТ позволит снизить количество проверок налоговыми органами за счет автоматизированного риск-анализа. Таким образом, участники рынка, которые платят налоги в полном объеме, окажутся в заведомо выигрышной ситуации — инициатива ФНС России и Минфина России создает предпосылки для создания здоровой конкурентной среды (<Информация> ФНС России «О переходе на онлайн кассы»).

Кроме того, новые реквизиты чеков позволяют лучшим образом защитить покупателя, поскольку в чеках имеются дополнительные реквизиты:

— система налогообложения продавца;

— форма расчета — наличными или электронными деньгами;

— адрес сайта, где можно проверить кассовый чек;

— абонентский номер или электронная почта покупателя.

 

 

Выявление бизнес-моделей в отношении реорганизации и ликвидации

 

Распространенной бизнес-моделью является реорганизация компании после непродолжительной деятельности. Использование подобной бизнес-модели предполагает:

— отсутствие налоговых проверок в течение первых трех лет работы компании;

— отсутствие причинно-следственной связи между действиями учредителя или руководителя и деятельностью компании;

— регистрация компаний на третьих лиц.

Вместе с тем, с 2017 года приняты поправки в законодательство в отношении привлечения субсидиарной ответственности. Так, в письме ФНС от 16 августа 2017 г. N СА-4-18/16148@ проведен анализ новых механизмов борьбы с подобными бизнес-моделями, которые применяет ИФНС.

В настоящее время уже сформировалась судебная практика в части привлечения к ответственности компании, предпринимателей, руководителей и учредителей в порядке привлечения к субсидиарной ответственности. Во взаимоотношениях с учредителями частым вопросом является вопрос передачи денежных средств на нужды компании и наоборот на нужды учредителя для реализации проектов. Однако передача денежных средств может быть признана фиктивной. В качестве примера можно назвать Определение Верховного Суда РФ от 16.10.2015 N 307-КГ15-12419 по делу N А56-64460/2014.

Недобросовестным (в ряде случае незаконным) является использование преимуществ, которые предоставляет возможность ведения бизнеса через корпоративную форму, и построение бизнес-модели с разделением на рисковые (т.н. «центры убытков») и безрисковые (т.н. «центры прибылей») части, позволяющие в случае проблем с оплатой поставщикам, подрядчикам, работникам или бюджету в короткие сроки поменять рисковую часть (обанкротив предыдущую) и продолжить ведение деятельности, не утрачивая активы. Это свидетельствует о том, что контроль и над рисковой, и над безрисковой частями бизнеса осуществлялся из одного центра.

Характеристиками недобросовестного поведения является ведение производственной деятельности, которая дает основную добавленную стоимость на арендованных основных средствах и (или) на давальческом сырье и материалах; ведение торговой деятельности через технические компании, на которые ложится вся налоговая нагрузка на маржинальный доход от закупки товара группой компаний и ее реализации за пределы группы компаний конечным покупателям.

Пунктом 8 статьи 61.11 и пунктом 1 статьи 61.12 «О несостоятельности» предусмотрено, что если к субсидиарной ответственности привлекаются несколько лиц, то они отвечают солидарно. Дальнейшее разделение солидаритета между ними не должно входить в предмет доказывания для заявителя и должно возлагаться на этих ответчиков. Но налоговый орган будет осуществлять контроль за процессом привлечения к солидарной ответственности.

На практике нередко отмечаются случаи подачи заведомо безрезультативных (то есть поданных только к номинальному руководителю и (или) содержащих только указание на применяемую норму, не подтвержденных доказательствами) заявлений арбитражных управляющих о привлечении к субсидиарной ответственности. Одним из важных изменений является специальное регулирование прав и обязанностей лица, привлекаемого к субсидиарной ответственности.

При этом в ряде случаев налоговый орган освобожден от обязанности доказывания. В постановлении Президиума ВАС РФ от 20.05.2008 N 15555/07 по делу N А81-609/2005 сделан вывод о том, что поскольку согласно пп. 4 ст. 110 НК РФ вина организации в совершении налогового правонарушения определяется в зависимости от вины ее должностных лиц либо представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение данного налогового правонарушения, приговор в отношении генерального директора общества освобождает инспекцию от обязанности доказывать факты совершения им действий, на основании которых общество может быть привлечено к налоговой ответственности.

 

Выявление бизнес-моделей в отношении завышенных расходов и убытков

 

Чем у компании выше расходы, тем меньше налогооблагаемая база. Отрицательное отношение доходов и расходов позволяет не уплачивать налог на прибыль или значительно снизить налог, уплачиваемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

В этой связи ряд компаний применяют бизнес-модели, позволяющие производить слияние и поглощение с убыточными компаниями, реализацию инвестиционных проектов, которые предполагают появление значительных расходов и убытки.

Налоговый орган борется с подобными бизнес-моделями путем использования комиссий по убыткам.

Многие налогоплательщики, прочитав письмо ФНС России от 21.03.2017 N ЕД-4-15/5183@ «О комиссии по легализации налоговой базы» могут подумать, что комиссии остались далеко в прошлом, однако это не так, ведь ИФНС может осуществлять проверку полноты уплаты налогов и сборов. ФНС России осуществляет функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей (постановление Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе»).

Кроме того, убыточность деятельности налогоплательщика не является обстоятельством, смягчающим ответственность за неуплату (неполную уплату) налога. В постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 21.01.2009 N Ф04-8081/2008(18599-А45-34) по делу N А45-7833/2008-3/172 суд указал, что убыточность деятельности налогоплательщика не может являться основанием для снижения размера штрафа за неуплату (неполную уплату) налога.

 

 

Выявление бизнес-моделей применения «серых заработных плат»

 

Применение «серых заработных плат» и подобной «серой модели» позволяет снизить НДФЛ и страховые взносы.

Реализация подобных моделей осуществляется за счет выплаты заработных плат в конвертах, неотражения части доходов физических лиц или путем использования индивидуальных предпринимателей, которые фактически являются работниками компании.

Но и с такими бизнес-моделями ИФНС борется, используя:

— документы, такие как реестры, ведомости получения заработной платы, расписки работников;

— свидетельские показания.

Также налоговые органы используют зарплатные комиссии для выявления заниженных заработных плат и неуплаченных налогов. Цель комиссий — вывод из тени оплаты труда и, как следствие, повышение уплачиваемого налога на доходы физических лиц.

Предметом рассмотрения на заседаниях комиссий являются вопросы правильности формирования налоговой базы и полноты уплаты налогоплательщиками (налоговыми агентами) налога на добавленную стоимость, налога на прибыль организаций, налога на доходы физических лиц (далее — НДФЛ), налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц, земельного налога, транспортного налога, единого налога, уплачиваемого при применении упрощенной системы налогообложения, единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, единого сельскохозяйственного налога.

В рамках работы комиссий проводятся мероприятия по выявлению:

— неполного отражения в учете хозяйственных операций;

— отражения в налоговой и бухгалтерской отчетности недостоверных сведений;

— выплаты «теневой» заработной платы;

— несвоевременного перечисления НДФЛ;

— работодателей, выплачивающих заработную плату ниже прожиточного минимума или минимального размера оплаты труда, и др (Письмо Минфина России от 13.04.2016 N 03-01-11/21064).

 

 

 

В заключение необходимо отметить, что ИФНС достаточно эффективно борется с бизнес-моделями, направленными на уход от налогов, к таким моделям относятся использование «фирм-однодневок», цепочек контрагентов, «серого импорта», неотражение или неполное отражение выручки и проведение реорганизации.