Доначисление налогов

Девальвация рубля увеличила цену налоговых претензий

Компании продолжают судиться из-за льгот по НДС. Повод традиционный — право на нулевую ставку при экспорте, но компании спорят не только с налоговиками, но и между собой. Девальвация рубля только увеличила цену вопроса.

НДС добавляется к цене товара или услуги по всей цепочке, объясняет руководитель налоговой практики Taxadvisor Алексей Яковлев, продавец платит в бюджет только разницу между налогом, полученным при продаже товара и заплаченным при покупке, например, сырья. При экспорте действует ставка НДС 0% в том числе для некоторых услуг, связанных с экспортом, например, перевозки. Если же налоговики не подтвердят право на ставку 0%, то они доначислят НДС по ставке 18%, говорит Яковлев. После этого и начинаются споры между контрагентами — получается, что пострадавшая компания платит НДС за всю цепочку.

Например, такое дело рассматривал Арбитражный суд Северо-Кавказского округа. Налоговики доначислили НДС «Транснефть-терминалу», а он в свою очередь потребовал часть денег с «Порт юнион ойл экспорт лимитед». Компания спорила, что «Транснефть-терминал» специально обнулил ставку, чтобы снизить стоимость договора на сумму НДС. Суды принимали разные решения, в июне кассация направила дело на новое рассмотрение.

Похожее дело в июне рассмотрел Арбитражный суд Краснодарского края и тоже встал на сторону «Транснефть-терминала», взыскав с его контрагента Floranto Trading Ltd $70 790. Суд решил, что неверное определение нулевой ставки не меняет условий договора, так как доначисленный налог выплачивается сверх его суммы.

Из-за девальвации цена таких споров для компаний растет. По валютным договорам приходится доплачивать НДС по текущему курсу рубля, в некоторых случаях сумма резко возрастает. Например, Floranto Trading Ltd суд обязал заплатить «Транснефть-терминалу» вдвое больше (на 2,3 млн руб.), чем НДС, перечисленный в бюджет, следует из материалов суда. Стороны сами договорились рассчитываться в долларах, а долг определяется по курсу на день платежа, решил суд. Floranto Trading Ltd обжаловала решение. Представители обеих компаний не ответили на запросы «Ведомостей». По Гражданскому кодексу если неосновательное обогащение возникло в результате исполнения валютного договора, то все платежи должны быть рассчитаны по текущему курсу, предупреждает партнер NSP Александр Некторов.

Споров, входит НДС в цену или нет, очень много, говорит адвокат Федор Белых, единой судебной практики нет. Например, в феврале 2014 г. Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа решил, что компания, которой налоговики доначислили НДС, не может переложить часть потерь на контрагента: она сама допустила ошибку при заключении договора. Такое же решение в июле 2015 г. вынес Арбитражный суд Северо-Западного округа.

При перерасчете налогов за их выплату отвечает продавец, считает Белых. Все зависит от того, как сформулирован договор, рассуждает Яковлев, если НДС платится сверх цены, то при доначислении налога компания может взыскать его с контрагента. По договорам, где НДС в стоимость включен, компания уже не может этого сделать, а должна направить исправленные первичные документы и счета-фактуры уже со ставкой 18%, объясняет он, а контрагент — возместить деньги из бюджета. Точку в спорах мог бы поставить Верховный суд, но до сих пор высшая инстанция не высказывалась на эту тему, заключает Белых.

https://www.vedomosti.ru