Включение долга по акту в реестр кредиторов

Арбитражный суд «приструнил» налоговую службу в желании включить в реестр кредиторов по процедуре ликвидации (банкротства) должника требования по уплате налоговых платежей в сумме более 17 миллионов рублей на основании акта выездной налоговой проверки. По вынесенному решению суда требования инспекции не только «переехали» в конец очереди кредиторов, но и уменьшились. Судьи также указали, что акт выездной налоговой проверки не является основанием для уплаты, а выражает лишь мнение проверяющих.

О чем спор?

Общество в июне 2015 года было признано несостоятельным (банкротом). Основанием для вынесения такого решения послужила недостаточность активов общества для погашения задолженности. Кредиторская задолженность общества на момент признания банкротом составляла более 100 миллионов рублей, при этом активы общества оценивались в сумму более 40 миллионов рублей.

Узнав об этом, УФНС обратилось в суд с заявлением о включении в реестр требований кредиторов общества требований по погашению обязательных платежей в сумме более 17 миллионов рублей. Заявление было составлено на основании акта выездной налоговой проверки, датированного сентябрем 2015 года. По этому акту общество привлечено к ответственности за неуплату налогов.

К сведению

Акт проверки — это еще не решение налоговой инспекции, а только мнение инспекторов, которые проводили проверку.

Конкурсный управляющий, назначенный по процедуре банкротства, указал, что решение по указанному акту проверки было принято только в октябре 2015 года, то есть после подачи заявления о банкротстве. Следовательно, должник не обязан уплачивать доначисленные налоги, поскольку требование о включении в реестр заявлено позже установленного срока и не может быть исполнено.

Выводы суда

В реестр требований кредиторов могут быть включены только требования, в отношении которых представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности (п. 26 постановления Пленума ВАС РФ от 22 июня 2012 г. № 35).

Реестр требований кредиторов подлежит закрытию по истечении двух месяцев с даты признания должника банкротом (абз. 3 п. 1 ст. 142 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»). В данном случае УФНС пропущен срок обращения в суд с заявлением о включении в реестр требований кредиторов должника.

Сведения о признании общества банкротом были опубликованы в открытом источнике в июле 2015 года, тогда как заявление от УФНС поступило в сентябре 2015 года.

При рассмотрении требований УФНС суд обратил внимание на порядок проведения налоговой проверки.

Согласно Налоговому кодексу, одним из результатов проведения выездной налоговой проверки является составленный в установленной форме акт налоговой проверки (п. 1, 6 ст. 100 НК РФ). В нем указываются все выявленные нарушения, ответственность за эти нарушения, выводы и предложения по устранению нарушений и применению санкций. Привлечь к ответственности может только руководитель (заместитель) налоговой инспекции в решении, которое выносится спустя месячный срок после составления акта проверки.

Важно

Требования об уплате платежей, возникших после признания должника банкротом, не подлежат включению в реестр требований кредиторов (п. 1, 2 ст. 5 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).

Таким образом, основанием для предъявления требования о включении в реестр может являться только решение, принятое руководителем (заместителем) налоговой инспекции, так как именно оно является окончательным результатом проведенной выездной налоговой проверки.

Как подчеркивают судьи, на основании акта проверки у налогоплательщика не может возникнуть обязанность по уплате доначисленных налогов, пеней и штрафов, поскольку он только фиксирует нарушения и является мнением инспекторов. Акт проверки не является ненормативным актом налогового органа, он лишь обозначает факт неуплаты налогоплательщиком конкретных налогов. Следовательно, на основании акта нельзя подавать иск о включении задолженности по уплате налогов в реестр кредиторов должника.

Решение налогового органа по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки вступило в силу лишь в ноябре 2015 года (далеко за пределами срока для включения в реестр требований), а значит, только с этого момента у общества возникла обязанность по уплате налогов, пеней и штрафов, начисленных по результатам контрольных мероприятий.

Те требования кредиторов, которые заявлены после закрытия реестра, подлежат удовлетворению за счет имущества должника, оставшегося после удовлетворения всех требований кредиторов, включенных в реестр, то есть в последнюю очередь.

Обратите внимание

Реестр требований кредиторов подлежит закрытию по истечении двух месяцев с даты признания должника банкротом (абз. 3 п. 1 ст. 142 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).

Требования об уплате платежей, возникших после признания должника банкротом, не подлежат включению в реестр требований кредиторов (п. 1, 2 ст. 5 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).

Судом установлено, что задолженность общества на сумму штрафа по неуплаченным налогам в сумме более двух миллионов рублей была скорректирована налоговым органом после признания должника банкротом, следовательно, эта сумма не подлежит удовлетворению за счет имущества должника.

Таким образом, суд определил, что требования УФНС в реестр кредиторов не включаются, но часть требований об уплате налогов в сумме чуть более 13 млн рублей должны быть удовлетворены за счет имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами третьей очереди.

Определение АС Республики Алтай от 19 февраля 2016 года по делу № А02-1081/2015

http://www.buhgalteria.ru/