Льготы меценатам

Минкультуры и депутаты разработали законопроект, по которому льготы смогут получить компании, оказывающие поддержку государственным учреждениям культуры


Правительство поддержало законопроект о меценатстве, разработанный Комитетом по культуре Госдумы и Минкультуры, согласно которому расходы, направляемые коммерческими предприятиями на поддержку государственных учреждений культуры, закладываются на себестоимость. То есть предлагается включать благотворительные взносы в те затраты, которые можно применять до расчета налога на прибыль. В законопреокте также прописано, что размер расходов коммерческих предприятий на пожертвования в сфере культуры в течение отчетного налогового периода должен составлять не более 1% выручки от реализации.

— Это абсолютно революционно, такого не было никогда, — заявил «Известиям» министр культуры Владимир Мединский. — Мы предлагаем направлять средства учреждениям культуры не из прибыли, а на себестоимости. Я могу сказать — я общаюсь с бизнесом — после принятия этого закона десятикратно увеличатся объемы меценатской поддержки в стране. В результате сложной дискуссии с Минфином нам удалось найти общий язык, Минфин законопроект поддержал. Был положительный отзыв правительства. Честно говоря, я считал вопрос о его принятии решенным. Совершенно неожиданно нам пришел отрицательный юридический отзыв. До конца года мы этим вопросом займемся, и, надеюсь, все-таки законопроект окажется в Федеральном собрании и будет принят в кратчайшее время. Он очень важный, очень нужный. Самое главное, что он позволит создать практическую возможность для дополнительного финансирования культуры.

Минист культуры подчеркнул, что законопроект необходим, прежде всего, для привлечения среднего бизнеса к меценатской деятельности, поскольку крупные корпорации зачастую не обращают внимания на небольшие учреждения культуры.

— Мы же знаем, что сейчас меценатскую поддержку себе могут позволить только крупные корпорации — «Газпром», к примеру. Средний бизнес старается все средства ввести в бизнес так, чтобы вся образующаяся операционная прибыль опять была реинвестирована в производство, новые направления и проекты, чтобы как можно меньше заплатить налогов на прибыль. И он найдет, как их потратить — чтобы не отдать государству 20% налогов. А как может маленький музей, библиотека или картинная галерея достучаться до руководства «Газпрома»? Никак. Вот до руководства среднего бизнеса в своем регионе — могут. Но сейчас им отвечают: «У нас нет прибыли, мы не можем вам оказывать финансовую помощь. Вы хотите, чтобы я попал на налоги из-за вас?».

В пресс-службе Минфина «Известиям» подтвердили, что в настоящее время данное предложение рассматривается, но давать ему оценку пока рано.

В Минэкономразвития законопроект также поступил на рассмотрение. В ведомстве отметили, что считают стимулирование развития российской культуры целесообразным и поддерживают меры, направленные на такие цели.

Владимир Мединский уверен, что в данном законопроекте впервые «созданы все механизмы, чтобы оказание меценатской поддержки не превращалось в уход от налогов».

— Во-первых, средства идут в рамках определенного лимита, во-вторых, средства направляются в государственные учреждения. Соответственно, проблематика возможности обналичивания этих денег и уход от налогов сведены к нулю. А для всех наших учреждений культуры, особенно небольших, это будет просто манна небесная, — сказал министр кульутры.

Директор ГМИИ имени Пушкина Марина Лошак уверена, что налоговые льготы для меценатов любого уровня должны быть.

— Очень важная часть законов о меценатстве, действующих в разных странах мира, — то, что система налогообложения поощряет меценатов, — сказала Лошак «Известиям». — Это, безусловно, стимулирует человека к участию в поддержке культуры. Пока в принятом законе система налогообложения — самый главный рычаг меценатства — не учитывается. Закон просто демонстрирует, что мы уважаем меценатов, любим и пропагандируем их филантропические устремления, всячески оказываем им знаки внимания. Но я думаю, что это только первый, чрезвычайно важный шаг, за которым последуют и другие.

Гендиректор Малого театра Тамара Михайлова считает, что тот, кто хочет помогать, будет это делать вне зависимости от закона, движимый любовью к искусству.

— Я для себя выяснила, что меценатство у некоторых людей ассоциируется с саморекламой. Но часто физические лица или компании, не афишируя, несут затраты и «подпирают» Малый театр в трудных ситуациях или во время гастрольных поездок. Подчас это не связано с деньгами: например, транспортные компании дают нам автобусы. Они любят Малый театр, поэтому помогают и считают это делом своей совести, — подчеркнула Тамара Михайлова.

По мнению управляющего партнера адвокатского бюро «Щекин и партнеры» Дениса Щекина, законопроект едва ли сможет сильно увеличить интерес к меценатству у бизнеса.

— Если бы механизм применялся такой, каким он раньше был при московских спортивных льготах, когда заплаченный рубль на содержание спортивных учреждений, утверждаемых мэром Москвы, зачитывался против налога на прибыль, это было бы мощнейшей льготой. А так — это, конечно, послабление, но сейчас в кризис все считают деньги, — отметил Денис Щепкин.

Попытки законодательно снизить налог для меценатов в нашей стране уже предпринимались ранее — до вступления в силу Налогового кодекса в 2002 году компании могли вычитать из налоговой базы некоторые виды благотворительных взносов (до 3–10% налогооблагаемой прибыли).

— Такая законодательная история у нас уже была — в одно время расходы на меценатство можно было внести в расходную часть, но в связи с тем, что это как раз и стало поводом для мошенничеств, расходы на меценатство и убрали оттуда, — рассказывает налоговый консультант Анна Жучкова. — Конечно, лимитирование суммы снизит риск мошенничества, так же, как и оговорка о возможности жертвования средств только госучреждениям — деньги в них будут идти через казначейство, а не куда-то напрямую. Но и эти условия тоже полностью не гарантируют невозможность мошенничества.

Сегодня деятельность меценатов регламентирует Федеральный закон «О меценатстве и меценатской деятельности», который был принят в 2014 году и предусматривает льготы для физических, а не юридических лиц. Впервые Минкультуры выступило с инициативой прописать в законопроекте льготы для бизнеса в марте нынешнего года.

http://izvestia.ru