«Бегство» в офшоры: кто не успел — тот опоздал?

Проект федерального закона, направленного на «деофшоризацию» российской экономики в Государственную Думу он пока не внесен, но поскольку разрабатывается «по заказу» Президента РФ, неминуемо будет принят. Нововведения ожидаются с 1 января 2015 г. К чему готовиться российским налогоплательщикам? Сохранят ли офшорные схемы привлекательность?

Основных целей две. Это налоговое планирование и обеспечение повышенного уровня конфиденциальности.

Первое возможно ввиду существования низконалоговых юрисдикций. К тому же налогообложение некоторых операций в России — например, выплата дивидендов, — может попадать под защиту международных соглашений об избежании двойного налогообложения. Такие соглашения имеют приоритет перед российскими правилами (ст. 7 НК РФ).

Вторая цель достигается за счет использования номинальных владельцев и директоров. Это юридические или физические лица, на имя которых оформляется офшорная компания. Реальные владелец и директор остаются анонимными, сведения о них офшор не предоставляет.

Добавлю, что операции с офшорными компаниями могут вестись через агентов, зарегистрированных на неофшорных территориях — скажем, в Германии или Англии.

Проект предусматривает, что первая часть Налогового кодекса будет дополнена главой 3.4 «Контролируемые иностранные организации». Она определит понятия контролирующих лиц — налоговых резидентов РФ, которые самостоятельно или совместно с взаимозависимыми лицами осуществляют контроль над иностранной организацией в своих интересах или в интересах взаимозависимых лиц. Под контролем понимается возможность оказывать определяющее влияние на решения о распределении прибыли (дохода).

Контролирующие лица могут быть как физические, так и юридические. Физлицо считается контролирующим, если его доля в этой организации совместно с супругом и несовершеннолетними детьми составляет более 10 процентов.

Иностранная организация считается контролируемой, если ее акции не допущены к обращению на фондовых биржах и ее постоянным местонахождением является государство, которое либо состоит членом ЕЭС, либо обеспечивает обмен информацией для целей налогообложения с РФ. В последнем случае действует еще одно условие — эффективная ставка налога на прибыль для иностранной организации должна превышать 15%. Хотя, казалось бы, внимание законодателей должны были привлечь территории с пониженными ставками.

Цель законопроекта — обязать контролирующих лиц уплачивать в российский бюджет налог с прибыли контролируемых инофирм, которая возникает от доходов по так называемой пассивной деятельности. В частности, к ним отнесены:

  • дивиденды;
  • процентный доход от долговых обязательств;
  • доходы от использования прав на объекты интеллектуальной собственности;
  • доходы от реализации акций (долей) и недвижимого имущества;
  • доходы от сдачи в аренду имущества;
  • доходы от оказания консультационных, юридических, бухгалтерских, аудиторских, рекламных, маркетинговых услуг, услуг по обработке информации и по предоставлению персонала, от проведения НИОКР.

Иная деятельность считается активной.

Доход от пассивной деятельности можно уменьшить на расходы инофирмы, связанные с получением таких доходов. То есть по контролируемой инофирме прибыль от пассивной деятельности и от активной деятельности предстоит разделить.

Вслед за этим контролирующее лицо должно включить прибыль подконтрольной инофирмы в свою налоговую декларацию и уплатить с нее налог. Для физлиц это будет доход, полученный за пределами РФ, который облагаетсяНДФЛ по ставке 13%, для юрлиц внереализационный доход, который облагается налогом на прибыль по ставке 20%. Соответствующие поправки будут в главах 23 и 25 Налогового кодекса. Сумма налога корректируется на размер доли контролирующего лица в уставном капитале инофирмы и на продолжительность контроля за ней в налоговом периоде.

Прибыльность бизнеса в целом упала по всему миру, так что особых прибылей объективно не предвидится. Что касается мер для возврата в Россию уже «вывезенного» капитал, то они не могут быть принудительными. Для этого нужно создать ни много ни мало — благоприятный инвестиционный климат. А в рейтинге стран по индикатору «Налогообложение» на 2011 г. Россия по легкости ведения бизнеса заняла 112 место. Для сравнения приведу рейтинги других стран: США — 4, Великобритания — 7, Австралия — 10, Германия — 20, Италия — 73, Китай — 91, Бразилия — 130.

Причем вывоз капитала за рубеж — не единственная проблема нашей экономики. Большинство значимых российских предприятий управляется из-за рубежа, то есть контрольные пакеты их акций принадлежат иностранным компаниям. Вот такой факт.

http://www.buhgalteria.ru/