Преступления и налоги

Изменения законодательства в сфере налоговых преступлений нужно тщательно проанализировать и обсудить, считает президент. Ввести новый состав преступления по мошенничеству в налоговой сфере предложил Уполномоченный по защите прав предпринимателей Борис Титов.

На встрече с главой государства омбудсмен впервые представил свой доклад. «Сегодня бизнесу есть куда обратиться, если его права действительно нарушаются», — подчеркнул Титов. «Ваше поручение выполнено: мы работаем уже в 80 регионах, где-то уже на формальной, законодательной основе, принято 67 региональных законов», — отчитался он. Обработано 6593 обращения.

На вопрос президента, сколько человек работает на общественных началах, собеседник ответил: 26, по всем направлениям. РСПП, «ОПОРА России», Торгово-промышленная палата оказывают и финансовую, и организационную поддержку. Так, при ТПП есть офис общественного омбудсмена по малому бизнесу.

«Все мы — и государственные уполномоченные, и общественные — работали над этим докладом», — сообщил Титов.

Конечно, проблем по-прежнему много, но уголовных дел по экономическим статьям стало меньше на 20 процентов. Президент напомнил, что здесь были опасения в связи с изменениями в налоговое законодательство.

«Вы знаете, опасения остаются», — не скрывал омбудсмен.

«Практика подтверждает эти опасения?» — поинтересовался Путин.

Оказалось, что нет. Уголовных дел по налоговым статьям действительно стало значительно меньше, а эффективность работы оказалась выше — то есть переданных в суд в процентном отношении оказалось приблизительно столько же. «Позиция следственных органов нам понятна, потому что мы видим, что по-прежнему очень высок процент незаконного возврата НДС из бюджета», — сказал омбудсмен. Еще очень много фирм-однодневок, которые отмывают налоги. Титов предложил ввести специальный состав по мошенничеству в налоговой сфере. Должен быть определенный порядок возбуждения уголовного дела. Это решит проблему того, кто действительно ошибается в налоговой отчетности, а по реальным мошенникам у следственных органов будет возможность возбуждения реальных уголовных дел без ограничений со стороны налоговой службы.

«Такие вещи нельзя принимать без предварительного анализа и обсуждения», — объяснил Путин. Титов обещал предоставить документы.

Есть и другие проблемы, прежде всего, связанные с имущественными налогами. Например, теперь малые предприятия должны будут платить налог на имущество в соответствии с кадастровой стоимостью. «Мы видим большое количество обращений по этому поводу, потому что у нас был принцип, что малые предприятия платят один налог», — объяснил омбудсмен. Впрочем, до 1 января еще есть время, и есть предложения, как, не меняя закон, сделать так, чтобы это не коснулось маленьких фирм.

— Еще одна проблема сегодня — это проверки, — сообщил Титов.

— Мне казалось, что острота этой проблемы спала, — удивился Путин.

— Действительно, был период, когда все резко сократилось, когда прокуратура стала контролировать и осуществлять надзор за проверочной деятельностью…, — кивнул собеседник. — К сожалению, в последнее время, как мы видим, это становится проблемной темой: 2,7 млн проверок было в прошлом году. И здесь больше заставляет задуматься другая цифра, что внеплановых проверок — 48 процентов, то есть плановых 52, но внеплановые проверки догоняют количество плановых.

В докладе есть предложение ограничить количество плановых проверок у одной организации до какой-то определенной цифры в год. «Потому что на сегодня в некоторых компаниях бывает и больше 100 проверочных дней в год», — посетовал Титов.

И еще одна проблема, связанная с проверками, — это необходимость ведения реестра. «Чтобы в Интернете все могли бы заходить на портал и перед осуществлением проверки инспектирующая организация могла оставлять сведения, какая организация идет проверять, какую организацию они идут проверять и указывать цель проверки», — пояснил омбудсмен.

«И самое важное, чтобы мы знали, где и сколько проверок проводится у бизнеса, могли бы своевременно реагировать, потому что по закону у Уполномоченного есть право участия в проверках», — сказал Титов. «К сожалению, сейчас в правительстве начинается другое понимание ситуации, например, что заносить в этот реестр сведения надо не до того, как они идут на предприятие, а потом», — обратил внимание омбудсмен. Тогда смысл нивелируется, считает он (http://www.rg.ru/).