налоговики должны доказать, что затраты необоснованы

«Верить на слово» налоговым инспекторам в судах больше не будут. Решение, которое Президиум ВАС РФ вынес 25 февраля по иску ООО «Новострой» к районной инспекции ФНС г. Новосибирска и управлению ФНС по Новосибирской области, очень важное.

Оно способно изменить практику рассмотрения арбитражными судами споров между налогоплательщиками и налоговыми органами. Объявляя расходы необоснованными и отказывая в уменьшении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, налоговики должны будут доказать необоснованность. Просто констатировать это (в приказном и безапелляционном порядке) уже недостаточно. И возможно, такой несправедливый подход — налогоплательщик должен аргументировать все, а налоговые органы могут просто принимать решения, ничем не подтверждая их — начнет постепенно корректироваться.

По мнению налоговой инспекции, компания «Новострой» при реализации прав на нежилое помещение неправильно применила порядок исчисления НДС. Кроме того, компания заключив с гражданами договоры о передаче прав на нежилые помещения, которые в последующем расторгла, выплатила им компенсацию. Налоговая инспекция также сочла выплату компенсации экономически необоснованной.

Решением Арбитражного суда Новосибирской области требование компании удовлетворено частично. ААС и ФАС ЗСО решение суда первой инстанции оставили без изменения. В надзорном заявлении ООО «Новострой» просило пересмотреть судебные акты.

Основанием доначисления пяти миллионов рублей НДС, начисления около миллиона пеней и взыскания миллиона рублей налоговых санкций послужил вывод инспекции о занижении компанией «Новострой» налогооблагаемой базы с операций по передачи имущественных прав (по уступке требований к застройщику о передаче нежилых помещений по договорам об инвестиционной деятельности).

Компания «Новострой» инвестировала деньги в нежилые помещения, а инвестиции НДС не облагаются

Компания «Новострой» в качестве инвестора в 2004-2007 годах заключила инвестиционный договор с застройщиком ЗАО «ОЛДВИ». ЗАО «ОЛДВИ» путем вложенных денег инвестора собирался реконструировать здание автовокзала и принял на себя обязательство передать «Новострой» по окончании строительства в собственность нежилые помещения в здании автовокзала.

В последующем компания «Новострой» путем уступки прав передало свои права и обязанности по договору другим лицам. При этом НДС с операций об уступке требований к застройщику был исчислен компанией с налоговой базы, рассчитанной как разница между стоимостью переданных имущественных прав, определенных в соглашениях об уступке, и расходов на их приобретение.

С этим порядком исчисления инспекция не согласилась и доначислила НДС.

Суды трех инстанций поддержали инспекцию, указав то, что статья 155 НК устанавливает порядок определения налоговой базы при передаче прав на жилые помещения, исходя из которого, передаются права с учетом расходов на приобретение указанных прав.

Передача нежилых помещений не является предметом статьи 155 НК, соответственно налоговая база определяется в порядке статьи 153 НК, исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате переданных имущественных прав.

В ходе рассмотрения дела ВАС РФ отметил, что передача имущественного права может быть осуществлена в форме реализации товара либо в форме инвестиций. В последнем случае НДС не взимается, поскольку согласно статье 146 НК не признаются объектом налогообложения операции, указанные в п.3 статьи 39 НК, к числу которых отнесены операции по передаче имущества, если такая передача носит инвестиционный характер.

Соответственно, в случае, когда передача имущественных прав не вытекает из договора реализации товаров, а имеет инвестиционный характер, применение статей 154 и 155 НК необоснованно.

Налоговые инспекторы посчитали выплату компенсаций экономически неоправданными расходами

Вторым эпизодом по делу стало исследование доначисления налога на прибыль.

Компания «Новострой» заключила с гражданами договоры о передаче прав на нежилые помещения, которые в последующем расторгла. При этом компания выплатила гражданам полученные от них по договорам денежные суммы, а также компенсацию в связи с удорожанием стоимости квадратного метра недвижимости за период строительства.

Инспекция квалифицировала выплаченные гражданам суммы компенсаций как экономически неоправданные расходы.

Суды, отказывая компании по данному эпизоду, исходили из того, что спорные суммы не могут быть квалифицированы в качестве обоснованных затрат и учтены в составе внереализационных расходов на основании статьи 265 НК, поскольку договоры об уступке не содержали условий ответственности компании о выплате каких-либо компенсаций в пользу контрагентов в случае расторжения договоров.

При этом отсутствует судебное решение, присуждающее компании возместить убытки от расторжения договора гражданам — контрагентам. То есть, по мнению судов для выплаты компенсации необходим соответствующий пункт договора либо судебное решение.

Коллегия ВАС РФ в определении указала, что нижестоящие суды не учли следующее:

1. Урегулирование спорных отношений во внесудебном порядке само по себе не влечет невозможность учета в составе расходов обоснованных затрат, которые понесены налогоплательщиком в связи с возмещением контрагенту причиненных убытков, выплатой в его пользу компенсаций.

2. Содержащаяся в статье 252 НК норма о принятии расходов для цели налогообложения не допускает возможности ее произвольного применения и признания расходов как необоснованных при отсутствии к тому соответствующих доказательств, причем бремя доказывания необоснованности расходов налогоплательщика возлагается на налоговые органы.

В нарушение данного принципа инспекция не предоставила доказательств необоснованности размера компенсаций, выплаченных контрагентам при расторжении договоров.

Компания же наоборот экономически обосновала размер выплаченных компенсаций (исходя из удорожания квадратного метра строительства).

В итоге Президиум ВАС РФ решение нижестоящих судов в части отказа в удовлетворении требования ООО «Новострой» о признании недействительными решений районной инспекции ФНС г. Новосибирска и Управления ФНС по Новосибирской области о доначислении 5097752 рублей НДС и 995 040 рублей налога на прибыль, соответствующих пеней и налоговых санкций отменил, а решения инспекции и управления в указанной части признал недействительными.

www.pravo.ru